Возврат товара при оплате картой — это операция, при которой покупатель отказывается по тем или иным причинам от приобретенного им предмета и получает обратно уплаченные ранее деньги. Часто возникает вопрос, можно ли получить эти деньги наличными или только в безналичном виде, раз первоначально оплата производилась в безналичном порядке? Давайте разберемся.
Можно ли вернуть покупку, оплаченную по безналу
В соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 покупатель вправе вернуть приобретенный им товар. В том числе закон регулирует порядок возврата покупок как ненадлежащего качества, так и тех, качество которых соответствует ожиданиям, но которые не подошли лично покупателю.
При этом возможность отказаться от покупки не зависит от порядка ее оплаты, наличного или безналичного: возврат товара при оплате банковской картой допускается и выполняется в том же порядке, что и при наличном расчете:
- Гражданин обращается к продавцу с соответствующим заявлением и приносит ему саму покупку.
- Продавец принимает заявление.
- Необходимая сумма поступает на счет покупателя.
Таким образом, ответ на вопрос, можно ли вернуть товар, оплаченный картой, однозначен — да, это возможно.
Вам может быть интересно:
Как вернуть деньги: наличными или безналом
Как правило, деньги возвращаются в том же порядке, в котором они поступили от потребителя: при наличном расчете продавец отдает наличность, при безналичном — деньги приходят на карту.
На практике нередко возникают вопросы, можно ли вернуть наличными, если оплатили картой, и что делать, если покупатель утратил тем или иным образом карту, с которой платил?
Если вы потеряли или закрыли карту, с которой платили, оформляя возврат, то вправе указать реквизиты актуального счета, на который готовы принять деньги, и дальше все происходит в том же порядке: банк получает от продавца необходимую информацию и перечисляет необходимую сумму вам — потребителю.
А вот вопрос о том, допускается ли возврат денег наличными при оплате банковской картой, гораздо более дискуссионный.
С одной стороны, закон не содержит прямого запрета на то, чтобы возвращать уплаченные средства в порядке, отличающемся от того, в котором их продавцу перечислил покупатель. Главное требование заключается в том, что стороны обязаны достичь в этом вопросе консенсуса: если и продавец, и потребитель предпочитают наличный расчет — он допускается. Для этого организация обязана самостоятельно снять со своего счета средства, зачисленные банком с данной покупки, и выдать их клиенту.
С другой же стороны, продавец не вправе самовольно достать из кассы деньги и отдать их потребителю — это вызовет вопросы, например, со стороны налоговой, потому что напоминает незаконное обналичивание средств.
Таким образом, со стороны продавцов логично и разумно стараться избегать ситуаций, когда деньги за товар, оплаченный безналом, приходится возвращать наличными.
Сколько времени ждать деньги
Срок, в течение которого произойдет возврат денег за товар, оплаченный банковской картой, урегулирован Законом о защите прав потребителей:
- в соответствии со ст. 22, если потребитель возвращает покупку ненадлежащего качества, срок возврата денег — 10 дней;
- согласно ст. 25, если возврат оформляется на покупку надлежащего качества, этот срок составляет три дня.
При подготовке статьи использованы документы
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
Об авторе статьи
- Юрист-практик, специалист по договорной работе и представительству в арбитражных судах.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения.