X

Как по закону оформить уголок потребителя: рекомендации для ИП

Уголок потребителя — это общее название места, в котором продавец, изготовитель, производитель размещают информацию о себе и своей деятельности.

Обязателен ли для ИП уголок потребителя

Закон о защите прав потребителя № 2300-1 от 07.02.1992 обязывает продавцов и изготовителей информировать своих клиентов о своей компании. На вывеске обязательно указать:

  • наименование компании (ИП);
  • место ее нахождения;
  • режим работы.

Иная информация (о лицензировании, контролирующих органах, регулирующих деятельность нормативных актах) должна размещаться в общедоступном месте. Для этого, как правило, оформляется уголок потребителя для ИП — поскольку продавцом и изготовителем выступают не только организации, но и ИП, то правила информирования клиентов распространяются в полной мере и на них.

Требования к оформлению

В законодательных актах не регламентировано, как оформить уголок потребителя и как информирование клиентов. Закон 2300-1 «О защите прав потребителей» предъявляет требования только к информации, размещаемой на вывеске. Есть лишь требования о том, что документация должна размещаться в доступном месте.

Таким образом, порядок организации отдан на откуп компании. Распространенные варианты — стенд “Уголок потребителя” или папка с подборкой необходимой документации, размещенная на видном месте в торговом зале.

Стенд удобен тем, что представленная на нем информация — наглядна, и покупателю или заказчику легче ее найти и с ней ознакомиться.

Какие документы следует разместить в уголке

Не только Закон 2300-1 “О защите прав потребителей” регулирует состав того, что должно быть в уголке потребителя для ИП, но и другие нормативные акты, регулирующие различные виды деятельности.

Следует разместить регистрационные документы и отдельные нормативно-правовые акты, с которыми ИП обязан ознакомить клиентов.

Вот обязательный перечень документов уголка потребителя в магазине, торговом зале или шоу-руме, куда приходят клиенты и заказчики:

  • свидетельство о государственной регистрации организации или ИП;
  • копии лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, если ведется лицензируемая или подлежащая аккредитации деятельность (медицинская деятельности или продажа алкоголя);
  • Закон о защите прав потребителей № 2300-1 (эта обязанность установлена статьей 3 Закона);
  • правила продажи товаров или оказания услуг по оказываемому виду деятельности, установленные законодателем. Например, пункт 10 Правил оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства от 15.08.1997 № 1036) обязывает знакомить с ними клиентов общепита. Аналогичные требования содержат Правила предоставления медицинских услуг и Правила продажи отдельных видов товаров);
  • книга жалоб и предложений. Ее наличие и порядок предоставления клиентам прописан еще в Приказе Минпромторга РСФСР от 28.09.1973 № 346. Приказ является действующим по сей день. Также такое требование установлено многими Правилами продажи товаров или оказания услуг (например п. 8 Постановления № 1036).

Какие еще информацию и оборудование разместить

Кроме размещения документации, на стенде необходимо разместить список контролирующих органов. Для уголка потребителя необходимо подготовить информацию о тех госорганах и организациях, которые осуществляют контроль за деятельностью компании. Обязательно вывесить информацию о территориальном органе Роспотребнадзора, так как эта организация уполномочена защищать интересы покупателей и заказчиков при неправомерных действиях поставщиков и исполнителей.

В зависимости от вида деятельности, размещается дополнительная информация. Например, медицинская организация размещает сведения о медицинских работниках и приемных часах врачей.

Материалы по теме

Также целесообразно разместить в информационном уголке:

  • телефоны и контактные данные компании и Ф.И.О. ответственных лиц;
  • планы эвакуации на случай ЧП;
  • иную информацию, которую необходимо донести до клиентов или размещение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Если предприниматель занимается розничной торговлей весовых товаров, то рядом с уголком поставьте контрольное измерительное оборудование для проверки взвешиваемого товара.

Как сделать стенд потребителя не формальной “галочкой”, а полезным инструментом в работе с клиентами?

Комментарий эксперта специально для сайта Сашки Букашки

Константин Бобров
Директор юридической службы «Единый центр защиты»

Во-первых, все законы, размещенные в уголке потребителя, должны постоянно обновляться, так как они регулярно меняются. Устаревшие бумаги интереса у людей не вызовут.

Во-вторых, книга отзывов и предложений должна постоянно проверяться: все замечания должны устраняться, а предложения – приниматься во внимание. Это поможет завоевать доверие потребителя.

В-третьих, уголок должен быть удобным для потребителя: не нужно просто упаковывать бумаги в файл, а необходимо их размещать так, чтобы каждый мог их свободно листать и знакомиться с ними.

Ответственность за несоблюдение требований об информировании

За неразмещение обязательной информации или отказ в ее предоставлении индивидуальный предприниматель рискует понести административную ответственность в соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ. Она предусматривает штраф в размере:

  • от 300 до 1500 рублей — на граждан;
  • от 1000 до 3000 рублей — на должностных лиц и ИП;
  • от 10 000 до 30 000 рублей — на юридических лиц.

При этом наложение штрафа случается как в рамках плановой проверки Роспотребнадзора или иного контролирующего органа, так и в результате внеплановой проверки, инициированной по жалобе любого клиента.

Ответственность за несоблюдение требований об информировании

За неразмещение обязательной информации или отказ в ее предоставлении покупателю или заказчику к индивидуальному предпринимателю может быть применена ответственность в соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ. Она предусматривает наложение штрафа в размере:

  • от 300 до 1500 рублей — на граждан;
  • от 1000 до 3000 рублей — на должностных лиц и ИП;
  • от 10 000 до 30 000 рублей — на юридических лиц.

При этом наложение штрафа возможно как в рамках плановой проверки Роспотребнадзора или иного контролирующего органа, так и в результате внеплановой проверки, инициированной по жалобе любого клиента.

Об авторе статьи

Алла Котова
Бухгалтер, главный бухгалтер, специалист по налогам.

Автор профильных статей в электронных СМИ.
Материалы по теме