X

Возврат денег за товар, оплаченный банковской картой

Возврат товара при оплате картой — это операция, при которой покупатель отказывается по тем или иным причинам от приобретенного им предмета и получает обратно уплаченные ранее деньги. Часто возникает вопрос, можно ли получить эти деньги наличными или только в безналичном виде, раз первоначально оплата производилась в безналичном порядке? Давайте разберемся.

Можно ли вернуть покупку, оплаченную по безналу

В соответствии с законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 покупатель вправе вернуть приобретенный им товар. В том числе закон регулирует порядок возврата покупок как ненадлежащего качества, так и тех, качество которых соответствует ожиданиям, но которые не подошли лично покупателю.

ВАЖНО!
Вернуть товар надлежащего качества покупатель вправе не всегда — он не вправе возвращать продовольственные товары и предметы, перечисленные в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463.

При этом возможность отказаться от покупки не зависит от порядка ее оплаты, наличного или безналичного: возврат товара при оплате банковской картой допускается и выполняется в том же порядке, что и при наличном расчете:

  1. Гражданин обращается к продавцу с соответствующим заявлением и приносит ему саму покупку.
  2. Продавец принимает заявление.
  3. Необходимая сумма поступает на счет покупателя.

Таким образом, ответ на вопрос, можно ли вернуть товар, оплаченный картой, однозначен — да, это возможно.

Как вернуть деньги: наличными или безналом

Как правило, деньги возвращаются в том же порядке, в котором они поступили от потребителя: при наличном расчете продавец отдает наличность, при безналичном — деньги приходят на карту.

Материалы по теме
ВАЖНО!
Процедура возврата денег при безналичном расчете сложнее: покупатель подает заявление продавцу, а тот в свою очередь подает документы в банк, где обслуживается. И уже банк фактически перечисляет сумму покупателю.

На практике нередко возникают вопросы, можно ли вернуть наличными, если оплатили картой, и что делать, если покупатель утратил тем или иным образом карту, с которой платил?

Если вы потеряли или закрыли карту, с которой платили, оформляя возврат, то вправе указать реквизиты актуального счета, на который готовы принять деньги, и дальше все происходит в том же порядке: банк получает от продавца необходимую информацию и перечисляет необходимую сумму вам — потребителю.

А вот вопрос о том, допускается ли возврат денег наличными при оплате банковской картой, гораздо более дискуссионный.

С одной стороны, закон не содержит прямого запрета на то, чтобы возвращать уплаченные средства в порядке, отличающемся от того, в котором их продавцу перечислил покупатель. Главное требование заключается в том, что стороны обязаны достичь в этом вопросе консенсуса: если и продавец, и потребитель предпочитают наличный расчет — он допускается. Для этого организация обязана самостоятельно снять со своего счета средства, зачисленные банком с данной покупки, и выдать их клиенту.

С другой же стороны, продавец не вправе самовольно достать из кассы деньги и отдать их потребителю — это вызовет вопросы, например, со стороны налоговой, потому что напоминает незаконное обналичивание средств.

Таким образом, со стороны продавцов логично и разумно стараться избегать ситуаций, когда деньги за товар, оплаченный безналом, приходится возвращать наличными.

Сколько времени ждать деньги

Срок, в течение которого произойдет возврат денег за товар, оплаченный банковской картой, урегулирован Законом о защите прав потребителей:

  • в соответствии со ст. 22, если потребитель возвращает покупку ненадлежащего качества, срок возврата денег — 10 дней;
  • согласно ст. 25, если возврат оформляется на покупку надлежащего качества, этот срок составляет три дня.

При подготовке статьи использованы документы

Об авторе статьи

Полина Гольцова
Юрист-практик, специалист по договорной работе и представительству в арбитражных судах.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Материалы по теме