X

Как самостоятельно составить исковое заявление о защите прав потребителей

Образец иска о защите прав потребителей — это заявление в суд, которое пригодится гражданам для защиты своих интересов и прав при покупке некачественного товара или получении плохой услуги.

Когда подают иски о защите прав потребителей

Ситуаций, в которых пригодится образец искового заявления о защите прав потребителей, много – это все случаи, которые отвечают трем условиям:

  • права нарушены при покупке и(или) использовании товара, работы, услуги;
  • покупка или эксплуатация товаров, работ, услуг имеет исключительно личный характер, то есть не предназначается для использования в предпринимательской деятельности, с целью извлечения прибыли;
  • восстановить права гражданина в досудебном порядке не получилось (продавец не признает своей вины и отказывается решать спор, выплачивать компенсацию или делать возврат).

В таких случаях решение возникшего спора в досудебном порядке не является обязательной процедурой, и гражданин вправе сразу обращаться в судебную инстанцию. Но грамотные юристы советуют сначала все же отправить претензию в адрес недобросовестного продавца, чтобы споры решить без судебного разбирательства. Верно оформленная претензия, которую не удовлетворил виновник, станет основанием для взыскания дополнительного штрафа в судебном порядке. Такое наказание применяют за отказ от удовлетворения законной претензии.

Если решить проблему мирным путем не удалось, то подготовьте иск в суд. Разберемся, как правильно подготовить исковое заявление, чтобы выиграть дело.

Составляем исковое заявление

Требования к структуре и содержанию искового заявления закреплены в ч. 2 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса России. Следуйте нашей инструкции при составлении иска в суд:

  1. Укажите наименование судебной инстанции.

Если сумма иска до 50 000 рублей, то его следует подать мировому судье. Если заявлена сумма более 50 000 рублей, то подать заявление придется в районный суд.

  1. Впишите сведения о заявителе.

Здесь необходимо написать Ф.И.О. гражданина, чьи права были ограничены или нарушены, место жительства (регистрации), контактную информацию: телефон (домашний, рабочий), адрес электронной почты, факс.

Если у заявителя есть официальный представитель, действующий от его имени по доверенности, то укажите в исковом заявлении и информацию о поверенном лице: его Ф.И.О., адрес, контактные данные, сведения о доверенности.

  1. Укажите информацию об ответчике.

Здесь указывают данные компании, предпринимателя или лица, которое станет ответчиком в суде. Если недобросовестный продавец (поставщик, подрядчик) — это ИП или физлицо, то указывайте его Ф.И.О., адрес места жительства или регистрации, дополните информацию контактными телефонами. Для организации придется указать полное наименование, место нахождения, контактную информацию.

  1. Информация о том, какие права были нарушены или ограничены.

Опишите, какие действия или бездействия ответчика привели к конфликтной ситуации, какие нарушения вы заметили. Подробно и обстоятельно распишите все обстоятельства, которые привели к таким последствиям. Перечислите доказательства сложившейся ситуации.

  1. Пропишите требования.

Варианты требований:

  • возместить стоимость;
  • снизить стоимость некачественной услуги, работы;
  • устранить все выявленные недостатки;
  • возместить понесенные убытки;
  • взыскать неустойку или штраф;
  • сделать возврат в случае, если покупка не подошла по размеру или цвету (для тех товаров, которые законом разрешено вернуть в течение 14 дней);
  • получить компенсацию морального вреда.

Допустимо потребовать с ответчика иные виды компенсаций, в зависимости от сложившихся обстоятельств – компенсировать стоимость медицинских услуг, если некачественный товар, услуга нанесли вред здоровью.

  1. Сведения о том, что порядок досудебного регулирования соблюден.

Этот пункт заявления является обязательным только в исключительных случаях. К таковым относят:

  • предоставлен некачественный туристический продукт;
  • оператор связи оказывает услуги некачественно, не выполняет свои обязанности;
  • перевозки пассажиров, багажа или грузов на внутреннем водном транспорте.
  1. Перечислите документы, приложенные к исковому заявлению.

Все доказательства и факты, подтверждающие сложившиеся обстоятельства, необходимо подтвердить документально – приложить копию договора, чеки и квитанции на оплату, сертификаты качества и прочую документацию. В иске необходимо перечислить все документы, указать доверенность, если интересы заявителя представляет поверенное лицо.

Актуальный и готовый к использованию образец иска по защите прав потребителей в 2020 году выглядит следующим образом:

Скачать образец искового заявления по защите прав потребителей

Пример заполнения искового заявления

В Московский районный суд Санкт-Петербурга

Истец: Коровкина Глафира Игнатьевна
паспорт 4003 654321, выдан 27 о/м Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга 14.06.2003,
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Будапештская д. 101 корп.1 кв. 997
Тел. +7-981-325-47-1

Ответчик: ООО «Ваш Диванчик»
адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 43,
телефон: (812) 575-00-00,

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о замене недоброкачественного товара
на товар надлежащего качества

28 февраля 2020 года я, Коровкина Глафира Игнатьевна, приобрела у ответчика по договору розничной купли-продажи в магазине «Ваш Диванчик» кресло-кровать модели «Вероника Николаевна» на который установлен гарантийный срок 3 года.

Материалы по теме

Товар мной оплачен и получен, что подтверждается кассовым чеком от 28.02.2020 № 133-33-55 и актом приема-передачи от 02.03.2020 № 32.

Во время гарантийного срока мной были обнаружены следующие недостатки:

  1. Обивка подлокотника кресла-кровати с внутренней стороны разошлась по шву.
  2. Подкладочный материал раскладной части кресла-кровати выкрашен неровно.
  3. Золоченые вставки в подлокотники облезли на третий день использования кресла-кровати.
  4. Пружинный механизм раскладной части треснул.

Эти факты подтверждаются фотографиями, собственноручно сделанными на второй день использования (приложены к заявлению).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе потребовать замены на товар этой же марки.

В силу п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом – в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае существенного нарушения требований к качеству покупатель вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе потребовать замены его товаром надлежащего качества.

Требование истца от 5 марта 2020 года №12-3 о замене на товар надлежащего качества ответчик добровольно не удовлетворил, сославшись на то, что кресло-кровать эксплуатировалось неаккуратно.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19, п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 абз. 3 п. 2 ст. 475, абз. 2 п. 1 ст. 503 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРОШУ:

обязать ответчика заменить мне недоброкачественное кресло-кровать «Вероника Николаевна» на кресло-кровать надлежащего качества, а в случае отсутствия – вернуть мне деньги, уплаченные за него, в размере 62 500 рублей.

Приложения:

  1. Кассовый чек покупки.
  2. Фотографии недостатков (5 штук).
  3. Копия требования истца о замене от от 5 марта 2020 года №12-3.
  4. Письменный отказ ответчика на требование истца.
  5. Копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику.

11.03.2020
Коровкина Глафира Игнатьевна

В какой суд подавать иск

При составлении иска станет понятно, куда подавать иск о защите прав потребителей, – если цена иска меньше 50 000 рублей, то в мировой суд.

Если цена иска выше, то в районный суд общей юрисдикции.

Географически подойдет любой суд на выбор потребителя:

  • по месту жительства истца
  • по месту нахождения ответчика
  • по месту заключения договора

Госпошлина по искам о защите прав потребителя

Иски по делами о защите прав потребителя ценой до 1 000 000 рублей освобождены от уплаты госпошлины. Подробнее

Сроки исковой давности

По законодательству о защите прав потребителей срок исковой давности по защите прав потребителей зависит от категории товара, работы, услуги и от того, какой установлен гарантийный срок либо срок годности, срок службы:

  • Минимальный срок — 6 месяцев, он определен для некоторых видов товаров.
  • Для большей части продукции действует общеустановленный период — три года.
  • 1 год – по некачественно выполненным работам или услугам (кроме относящихся к зданиям и сооружениям).

Если недостатки были выявлены в недвижимом имуществе, то вы вправе обратиться в суд в течение 5 лет. Максимальный срок исковой давности по российскому законодательству — 10 лет.

Об авторе статьи

Наталья Евдокимова
Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы - более 15 лет.

Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Материалы по теме