Главная / Защита прав потребителей / Как по закону оформить уголок потребителя: рекомендации для ИП

Как по закону оформить уголок потребителя: рекомендации для ИП

17.01.2019, Сашка Букашка

Уголок потребителя — это общее название места, в котором продавец, изготовитель, производитель размещают информацию о себе и своей деятельности. Как оформить уголок потребителя, какую информацию разместить, обязательно ли его наличие и что будет, если он отсутствует — обо всем расскажем в нашей статье.

Обязательно ли оформлять уголок потребителя для ИП

Закон о защите прав потребителя № 2300-1 от 07.02.1992 обязывает продавцов и изготовителей информировать своих клиентов о своей компании. Так на вывеске должны быть указаны:

  • наименование компании;
  • место ее нахождения;
  • режим работы.

Иная информация (о лицензировании, контролирующих органах, регулирующих деятельность нормативных актах) также должна размещаться в общедоступном месте. Для этого, как правило, оформляется уголок потребителя.

Поскольку продавцом и изготовителем может выступать не только организация, но и ИП, то правила информирования клиентов распространяются в полной мере и на них.

В каком виде допускается оформление уголка потребителя

В законодательных актах не регламентировано, в каком виде должно быть организовано информирование клиентов. Закон 2300-1 «О защите прав потребителей» предъявляет требования только к информации, размещаемой на вывеске. Есть лишь требования о том, что документация должна быть размещена в доступном месте.

Таким образом, порядок организации отдан на откуп компании. Это может быть стенд. Уголок потребителя также может быть в виде размещенной на видном месте папки с подборкой необходимой документации.

Как правило, удобно все-таки оформить стенд. Представленная таким образом информация более наглядна, и покупателю или заказчику будет легче ее найти и с ней ознакомиться.

9520

Какие документы следует разместить

Что должно быть в уголке потребителя для ИП, регламентируется не только Законом 2300-1, но и иными нормативными актами, регулирующими различные виды деятельности. Следует обязательно разместить регистрационные документы и нормативно-правовые акты, с которыми хозяйствующий субъект обязан ознакомить клиентов.

Перечень документов уголка потребителя:

  • свидетельство о госрегистрации организации или ИП;
  • копии лицензий и свидетельств о государственной аккредитации, если ведется лицензируемая или подлежащая аккредитации деятельность (например, медицинская деятельности или продажа алкоголя);
  • Закон о защите прав потребителей № 2300-1 (эта обязанность установлена статьей 3 Закона);
  • правила продажи товаров или оказания услуг по оказываемому виду деятельности, установленные законодателем. Например, пункт 10 Правил оказания услуг общественного питания (Постановление Правительства от 15.08.1997 № 1036) обязывает ознакамливать с ними клиентов общепита. Аналогичные требования содержат Правила предоставления медицинских услуг и Правила продажи отдельных видов товаров);
  • книга жалоб и предложений. Ее наличие и порядок предоставления клиентам прописан еще в Приказе Минпромторга РСФСР от 28.09.1973 № 346. Приказ является действующим по сей день. Также такое требование установлено многими Правилами продажи товаров или оказания услуг (например п. 8 Постановления № 1036).

Какие еще информацию и оборудование нужно разместить в уголке потребителя

Кроме размещения документации, на стенде необходимо разместить список контролирующих органов. Для уголка потребителя необходимо подготовить информацию о тех госорганах и организациях, которые осуществляют контроль за деятельностью компании. Также является обязательным размещение информации о территориальном органе Роспотребнадзора, так как именно эта организация уполномочена защищать интересы покупателей и заказчиков при неправомерных действиях поставщиков и исполнителей.

В зависимости от вида деятельности, размещается дополнительная информация. Например, медицинская организация размещает сведения о медицинских работниках и приемных часах врачей.

Также целесообразно разместить в информационном уголке:

  • телефоны и иные контактные данные компании и Ф.И.О. ответственных лиц;
  • планы эвакуации на случай ЧП;
  • иную информацию, которую необходимо донести до клиентов или размещение которой обязательно в соответствии с законодательством.

Если предприниматель занимается розничной торговлей весовых товаров, то в информационном уголке потребителя должно быть обязательно размещено измерительное оборудование для проверки взвешиваемого товара.

Как сделать стенд потребителя не формальной “галочкой”, а полезным инструментом в работе с клиентами?

Комментарий эксперта специально для сайта Сашки Букашки

Константин Бобров
Директор юридической службы «Единый центр защиты»

Во-первых, все законы, размещенные в уголке потребителя, должны постоянно обновляться, так как они регулярно меняются. Устаревшие бумаги интереса у людей не вызовут.

Во-вторых, книга отзывов и предложений должна постоянно проверяться: все замечания должны устраняться, а предложения – приниматься во внимание. Это поможет завоевать доверие потребителя.

В-третьих, уголок должен быть удобным для потребителя: не нужно просто упаковывать бумаги в файл, а необходимо их размещать так, чтобы каждый мог их свободно листать и знакомиться с ними.

Ответственность за несоблюдение требований об информировании

За неразмещение обязательной информации или отказ в ее предоставлении покупателю или заказчику к индивидуальному предпринимателю может быть применена ответственность в соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ. Она предусматривает наложение штрафа в размере:

  • от 300 до 1500 рублей — на граждан;
  • от 1000 до 3000 рублей — на должностных лиц и ИП;
  • от 10 000 до 30 000 рублей — на юридических лиц.

При этом наложение штрафа возможно как в рамках плановой проверки Роспотребнадзора или иного контролирующего органа, так и в результате внеплановой проверки, инициированной по жалобе любого клиента.

comments powered by HyperComments

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения.

Обратная связь

Ваше сообщение отправленно

Отмена