X

С чего начать оформление пенсии в 2024 году

Как оформить пенсию в 2024 году:

  1. Собрать документы.
  2. Подать их вместе с заявлением в ПФР.
  3. Получить расписку о принятии документов.
  4. Дождаться решения ПФР.

Но есть нюансы. О них – подробнее.

В России на выплаты от государства вправе претендовать не только граждане, достигшие пенсионного возраста, но и социальные пенсионеры: лица с инвалидностью или несовершеннолетние, лишившиеся одного или обоих родителей сразу.

Напомним, возраст выхода на заслуженный отдых равен 60 лет — для женщин и 65 лет — для мужчин. Исключение: государственные и муниципальные служащие.

Если у россиянина имеется хотя бы одно из законных оснований обратиться за пенсией, то рекомендуем придерживаться следующего алгоритма, как подать заявление на пенсию и не совершить ошибок.

Шаг № 1. Готовим документы

Начините подготовку заблаговременно. При обращении за страховыми выплатами по старости документы для оформления пенсии предоставьте в Единый социальный фонд не ранее чем за один месяц до достижения пенсионного возраста. Следовательно, все бумаги должны быть уже готовы к этому времени, а на формирование некоторых справок и выписок потребуется время.

Унифицированного перечня документов на все случаи жизни не существует – все, что нужно для оформления пенсии, зависит от того, по какому основанию гражданин обращается.

Вам потребуются:

  1. Заявление установленного образца (бланк скачайте ниже).
  2. Паспорт гражданина РФ или иной документ, подтверждающий личность заявителя.

Далее по ситуации, как выйти на пенсию – комплект будет немного различаться.

Материалы по теме
Причина выхода на пенсию Необходимые бумаги
По старости, по выслуге лет
  • трудовая книжка (для подтверждения страхового стажа);
  • договор (ГПХ, трудовой, по совместительству и прочее);
  • справки с места работы;
  • справки и иная форма отчетности о суммах начисленной заработной платы и сумма произведенных отчислений;
  • справки и выписки, подтверждающие право гражданина на досрочную пенсию.
По потере кормильца
  • документ, подтверждающий личность, возраст и гражданство заявителя (паспорт или свидетельство о рождении);
  • свидетельство о смерти кормильца;
  • подтверждение наличия страхового стажа умершего;
  • бумага, подтверждающая родство с умершим (свидетельство о рождении, решение об усыновлении, опекунстве);
  • СНИЛС и иные бумаги по запросу фонда.
На ребенка-инвалида
  • паспорт или свидетельство о рождении ребенка;
  • бумага, подтверждающая адрес места жительства (паспорт, вид на жительство, соответствующее свидетельство);
  • справка об установлении инвалидности;
  • документы, подтверждающие личность и полномочия доверенного представителя (поверенного, опекуна, родителя).

Бланк заявления выглядит так:

Шаг № 2. Подайте документы

Куда обратиться или где оформить пенсию: подать полный пакет собранных бумаг и заявление необходимо в ваше территориальное отделение Единого социального фонда по месту жительства либо по месту фактического пребывания (проживания). Этот способ является основным.

Также доступно оформление пенсии в России и через ближайший многофункциональный центр – лично либо через доверенное лицо. Допустимо отправить электронно: через личный кабинет на официальном сайте фонда или через единый портал «Госуслуги».

ВАЖНО!
Если вы приложили к заявлению не всю необходимую документацию, а только часть, то у вас есть ровно три месяца на подготовку и предоставление недостающей информации. Датой обращения за пенсией считается дата подачи заявления (первого пакета бумаг).

Шаг № 3. Получите подтверждение

Обязательный этап в порядке оформления пенсии — это получение подтверждения (справки, расписки) в том, что работник ЕСФ (МФЦ) принял от вас документы. Проследите, чтобы в расписке были правильно поименованы все бумаги (оригиналы и копии). Если они потеряются, вы не сможете доказать, что приносили их, а это приведет к отсрочке в назначении. Доказать, что вы все сдали вовремя и в полном объеме, без официальной расписки проблематично.

Расписку заверит работник своей подписью и печатью отделения фонда.

Шаг № 4. Получите решение о назначении пенсии

Если вы сразу сдали все необходимые документы и представители фонда не запросили дополнительной информации, то срок рассмотрения — 10 рабочих дней. Его вправе увеличить на три месяца для проведения проверки подлинности, выявления фактов трудовой деятельности и прочих сверок.

Если принято отрицательное решение (в назначении отказано), то представители Пенсионного фонда обязаны уведомить вас об этом в течение 5 рабочих дней с момента приема заявления. Вместе с отказом они вернут все приложенные бумаги (справки, выписки, договоры, книжки). В письменном отказе прописан порядок и сроки обжалования.

Если принято положительное решение, то пенсионные выплаты будут начисляться со дня, следующего за днем принятия заявления, но не ранее, чем наступит срок возникновения права на получение пенсии (день рождения, наступление инвалидности, дата потери кормильца).

Пенсионное удостоверение сейчас не выдается. Но это не отменяет уже действующие (выданные ранее) удостоверения.

Об авторе статьи

Наталья Евдокимова
Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы - более 15 лет.

Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Материалы по теме