Возврат товара, купленного в интернет-магазине, — это передача покупателем продавцу предмета, приобретенного удаленно, при выборе которого у покупателя не было возможности непосредственно осмотреть покупку. Такой вид покупок именуется дистанционным и регулируется отдельной статьей Закона о защите прав потребителей.
Все ли товары подлежат возврату в интернет-магазин
Права покупателей как обычных магазинов, так и онлайн, регулируются Законом РФ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». Этот документ обозначает удаленную торговлю, в частности, с помощью интернета, как отдельный способ продажи — дистанционный. Он регламентирован статьей 26.1 Закона.
Закон позволяет вернуть практически любой товар, купленный дистанционно, как качественный, так и некачественный. Более того, при покупке в обычном магазине установлен перечень «невозвратных» покупок, которые гражданин не вправе вернуть, если они качественные. К таким относятся, например, парфюмерия, косметика, автомобили или бытовая химия. Для дистанционной торговли перечня невозвратных видов покупок нет — гражданин вправе вернуть любой купленный удаленно предмет, возврат товара, купленного в интернет-магазине, по закону допускается в течение семи дней с момента его получения, если он качественный.
Даже если предмет полностью отвечает требованиям по качеству и комплектности, у покупателя есть 7 дней на возврат товара в интернет-магазин, объяснять причину отказа от покупки он в этом случае не обязан. Более того, по правилам статьи 26.1 Закона, продавец обязан официально уведомить гражданина о том, что срок возврата товара, купленного в интернет-магазине, при отсутствии претензий по качеству составляет только семь дней. Если продавец этого не сделает, этот срок продлевается до трех месяцев.
Срок, в течение которого покупатель вправе вернуть качественную вещь, начинается с момента его получения. Если гражданин его еще не получил, он вправе отказаться от покупки в любое время и рассчитывать на полный возврат уплаченных денег.
Таким образом, гражданин имеет возможность вернуть в интернет-магазин любую покупку, даже качественную. Единственное исключение из этого правила — предметы, созданные для определенного покупателя по индивидуальному заказу. Отказаться от них он вправе только если они некачественные.
Если покупка оказалась некачественной, правила возврата товара, купленного в интернет-магазине аналогичны тем, которые действуют в обычных магазинах.
Покупатель вправе вернуть некачественное приобретение, расторгнув договор купли-продажи, на протяжении всего срока годности покупки.
Важно помнить, что, если приобретен технически сложный объект, например, бытовая техника, требовать расторжения договора купли-продажи, вернуть его в магазин и получить деньги получится только в первые пятнадцать дней. После истечения этого срока мы вправе требовать только ремонта объекта, а его возврат остается возможным только в исключительных случаях, например, если недостатки его настолько велики, что их устранение потребует больших расходов.
Правила возврата предметов надлежащего качества
Чтобы отказаться от приобретения, которое еще не доставлено, достаточно связаться с продавцом и объявить ему об отказе.
Если покупка уже доставлена, то условия возврата товара в интернет-магазине требуют:
- соблюсти сроки отказа — семь дней, если продавец уведомил об этом покупателя, и три месяца, если не уведомил. Надлежащим уведомление считается, например, если курьер, доставивший покупку объявил об этом устно, после чего гражданин расписался в специальной ведомости. Продавец вправе вложить письменное уведомление об этом сроке в коробку с покупкой или передать на руки;
- сохранить товарный вид — не отклеивать ярлыки и бирки, осматривать предмет аккуратно, не причинять ему ущерба, который ведет к невозможности его последующей продажи;
- сохранить чек или платежный документ, подтверждающий покупку в конкретном магазине. Закон позволяет доказывать этот факт и иными способами, но наличие чека значительно облегчает задачу.
Порядок, в котором производится возврат товара надлежащего качества в интернет-магазин, следующий:
- гражданин принимает покупку, знакомится с ней, принимает решение ее вернуть;
- он составляет письменное требование, прилагает к нему платежные документы, предварительно сняв с них копию для себя, и копию паспорта;
- предмет со всеми сопутствующими ему документами и требованием направляется в магазин. Покупатель сам решает, как его доставить продавцу: нанять курьера, отправить по почте или отнести в пункт выдачи магазина. Расходы на транспортировку ложатся на гражданина, магазин их не возмещает;
- продавец возвращает деньги. Важно помнить, стоимость доставки вещи покупателю не компенсируется, продавец возвращает только стоимость самой вещи.
Порядок возврата товара ненадлежащего качества
Потребовать оформить возврат товара ненадлежащего качества в интернет-магазин покупатель вправе в течение всего гарантийного срока, а в случае технически сложных объектов — в течение 15 дней. Для этого необходимо оформить претензию, в которой изложить обнаруженные недостатки, а в завершении потребовать расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги.
Продавец вправе без возражений удовлетворить требования покупателя. Если у сторон возникло противоречие о происхождении недостатков — скажем, продавец утверждает, что покупатель сам испортил товар, а тот, что его таким получил, — то проводится экспертиза.
Если экспертиза подтверждает, что недостатки не являются следствием неправильного использования вещи, продавец удовлетворяет требования, принимает вещь обратно и выплачивает деньги.
Когда поступят деньги
Срок выплаты денег во всех случаях — десять суток. Продавец перечисляет деньги на счет или карту, либо отправляет по почте, либо выплачивает наличными, в зависимости от договоренности сторон.
Может ли продавец отказаться вернуть деньги
Если покупатель выполнил все условия, необходимые, чтобы возврат и обмен товара в интернет-магазине состоялся, в том числе уложился в необходимые сроки, продавец не вправе отказать в удовлетворении его законных требований.
Если он уже отказывается или нарушает сроки выплаты денег, следует направить в его адрес официальную претензию по этому вопросу, а затем обратиться за судебной защитой.
Об авторе статьи
- Юрист-практик, специалист по договорной работе и представительству в арбитражных судах.
Живет и работает в Санкт-Петербурге.