Главная / Защита прав потребителей / Россию отключат от мирового интернета. Как это будет

Россию отключат от мирового интернета. Как это будет

24.02.2019,

Законопроект об автономном интернете — это свежие поправки к законам об информации и связи, которые будоражат наши умы уже несколько месяцев. Они включают меры на случай блокировки доступа России к Глобальной сети.

Еще в декабре минувшего года нашу страну потрясла неожиданная новость. Сенаторы выдвинули идею об автономном интернете. Многие, не ознакомившись ни с самим законопроектом, ни с комментариями экспертов, пришли к мнению, будто нас отключат от Сети в принципе, вернув на несколько десятилетий назад. Но так ли это на самом деле? Попробуем в этом разобраться.

Законопроект об автономном интернете: о чем он

Сразу скажем, что этот Проект Федерального закона № 608767-7 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” еще не принят. 14.12.2018 его представили члены Совета Федерации Л.Н. Бокова и А.А. Клишас, а также депутат от ЛДПР А.К. Луговой. Сама же партия либералов идею не поддерживает.

12.02.2019 Госдума одобрила документ в первом чтении. Рассматриваемый проект — это не принципиально новый нормативно-правовой акт. Он лишь содержит поправки к двум действующим Федеральным законам — № 149-ФЗ от 27.07.2006 и № 126-ФЗ от 07.07.2003. Его цели:

  • обеспечить безопасную работу отечественного сегмента Глобальной сети;
  • устранить уязвимости Рунета;
  • гарантировать гражданам доступ к российским сайтам даже при наличии внешних блокировок;
  • повысить уровень конфиденциальности обмена сообщениями между жителями РФ.

То есть если в силу иностранных санкций нас отключат от Всемирной сети, в «каменном веке» мы не окажемся. Неудобства потерпят лишь те, кто активно пользуется зарубежными веб-ресурсами.

Пояснительная записка к законопроекту такова:

Проект федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США.

В подписанном Президентом США документе декларируется принцип “сохранения мира силой”. Россия же впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании: “Россия, Иран, Северная Корея провели ряд безответственных кибератак, которые нанесли ущерб американским и международным компаниям, нашим союзникам и партнерам и не понесли соответствующего наказания, что могло бы сдерживать кибератаки в будущем”.

В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надежности работы российских интернет-ресурсов.

Законопроектом предусмотрены следующие положения:

  • Определяются необходимые правила маршрутизации трафика, организуется контроль их соблюдения. Создается возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
  • Определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком.
  • Предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика. Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика.
  • Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет.
  • Вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети Интернет.

Порядок централизованного реагирования на угрозы работоспособности сети Интернет и сети связи общего пользования Центром мониторинга и управления определяет Правительство Российской Федерации. Меры реагирования определяются, в том числе, в ходе мониторинга функционирования технических элементов сети связи общего пользования.

Как все это реализуют

Авторы законопроекта охотно дают комментарии. Из них можно выделить такие основные технологические решения:

  1. Рунет будет независим от серверов, располагающихся за границей. Если базы данных сайтов хранятся в РФ, никакие санкции ограничить доступ к ним не способны.
  2. Нововведение предполагает перераспределение трафика в условиях автономной работы. Это означает не только независимость от «буржунета», но и повышение скорости отклика. А значит, внутри страны качество интернет-связи вырастет.
  3. Страну ждет обновление системы доменных имен. Создадут единый реестр, который сможет отслеживать, какие из них доступны пользователям из РФ.

Также провайдеров обяжут устанавливать специальное оборудование. Выдавать его будет Роскомнадзор бесплатно.

По мнению исследователей, разграничение интернета на «российский» и «американский» станет своеобразным отражением политической модели «СССР против США».

А вдруг перестройка системы не нужна

В случае если санкции действительно отключат страну от интернета, техника позволит обеспечить работу Рунета. Роскомнадзор составит реестр точек обмена, через которые будет курсировать внутренний трафик.

Но даже если это останется на уровне угроз, аппаратура все равно простаивать не будет. На нее возложат функции блокировки запрещенных ресурсов. Сейчас этим занимаются провайдеры, и иногда предписания они нарушают.

Установленная техника от Роскомнадзора позволит осуществлять блокировку без участия операторов. И этот нюанс видят одной из главных опасностей. Ведь тогда контроль ведомства будет практически безграничен.

Чем опасен законопроект

Как мы уже выяснили, полной потерей доступа к интернету законопроект не чреват. Авторы инициативы уверяют, что и с китайской практикой ничего общего не будет.

СПРАВКА: В Китае интернет находится под государственным контролем. Зарубежным поисковым системам приходится мириться с требованиями в плане цензуры. К прочим иностранным сайтам доступ ограничен.

Эксперты высказывают беспокойство относительно таких последствий:

  1. Риск отрыва от Глобальной сети из-за самой перестройки системы внутри страны. Даже если нас не отключат принудительно, связь мы потерять можем сами.
  2. Тотальный контроль Роскомнадзора. Он получит доступ к трафику. Сейчас он есть только у спецслужб (благодаря закону Яровой), что уже вызывает недовольство интернет-пользователей.
  3. Большие затраты, которые могут вызвать удорожание услуг связи. С одной стороны, оборудование ведомство закупит на бюджетные средства (по разным данным, понадобится от двух до двадцати миллиардов рублей). Но с другой, переход на новые принципы работы неизбежно потребует дополнительных затрат со стороны провайдеров.
  4. Блокировки DNS. Сейчас блокировку проводят по доменным именам. С расширением возможности перекрывать доступ смогут сразу по адресу сервера, где лежат данные нежелательного сайта. Но опасность в том, что на том же DNS могут размещаться и другие ресурсы, и они пострадают.

Положительный момент в том, что монополизация рынка интернет-услуг, вопреки старым прогнозам, уже не предвидится. Скорее всего, мелкие провайдеры примут правила игры и продолжат работать.

Ваши комментарии и вопросы

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения.

Обратная связь

Ваше сообщение отправленно

Отмена
Adblock
detector