Приобретение некачественного товара — не повод его выбрасывать. В статье расскажем, какие права есть у граждан в такой ситуации. Также определим, какие действия предпринять, чтобы вернуть деньги или заменить покупку.
Разберем ситуацию
Покупка любой продукции — это всегда риск для покупателя. А если в роли покупателя выступает обычный гражданин, например, приобретает хлеб в продуктовом ларьке или заказывает бытовую технику через Интернет, то для него риски возрастают многократно.
Конечно, в розничной торговле клиентам предоставляется право выбора, то есть покупатель может «посмотреть, пощупать» товар перед его приобретением. Однако реально оценить качество предлагаемой продукции в момент купли-продажи довольно сложно. Что уж говорить об интернет-покупках.
Специально для таких ситуаций законодатели предусмотрели особые правила — права потребителя: возврат товара, его обмен, снижение стоимости или полное ее возмещение. Ключевые нормативные акты, регламентирующие особенности рыночных взаимоотношений, это Гражданский кодекс и закон от 07.02.1992 № 2300-1.
Закон о правах потребителя: возврат товара
Чтобы определить, какие права предоставлены покупателю бракованного или некачественного товара, обратимся к статье 18 Закона о защите прав потребителей. Так, в соответствии с этой нормой, потребитель, обнаруживший несоответствие качественных характеристик у приобретенной продукции, вправе:
- Потребовать заменить покупку на аналогичный объект либо на иную марку или модель, но с перерасчетом цен.
- Истребовать существенного снижения стоимости бракованных, некачественных товарных ценностей.
- Запросить устранить выявленные недостатки за счет средств продавца.
- Затребовать полного возврата средств, которые гражданин уплатил за ненадлежащее качество товарно-материальных ценностей.
Помимо основных моментов, закон о защите прав потребителей возврат товара предусматривает с компенсацией. Что это значит? Если при эксплуатации некачественных вещей покупатель понес убытки, то он вправе возместить эти расходы за счет нерадивого продавца.
Кстати, знаете ли вы, что в каждом магазине должен быть уголок потребителя?
Как правильно истребовать возврат товаров: алгоритм
Рассмотрим алгоритм действий, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, возврат товара, который не соответствует заявленным критериям качества, оформляем пошагово:
Шаг № 1. Не нарушаем сроки.
В первую очередь убедитесь, что срок обращения к продавцу с соответствующими требованиями не истек. Сроки обращения по общим условиям: в течение срока годности или срока гарантии. Если такие сроки не установлены, то обратиться можно не позднее 24 календарных месяцев со дня купли-продажи. Однако тут придерживайтесь здравого смысла.
Шаг № 2. Готовим претензию.
Оформляем обращение письменно, все имеющиеся претензии излагаем в произвольной форме, но как можно более подробно.
Указываем обязательные реквизиты:
- информацию о заявителе (Ф.И.О., контактные данные, адрес проживания);
- сведения о купленном товаре (наименование, дата, время и место покупки, стоимость и способ оплаты);
- данные о выявленных недостатках (суть и дата выявления брака, время и обстоятельства);
- суть претензии (заявление с подробным изложением требований);
- дата и подпись заявителя.
По возможности подтвердите претензию копиями документов, например, приложите чеки или квитанции (однако, и без чека товар можно вернуть). При онлайн-оплате запросите банковскую выписку.
Письменное обращение готовим в двух экземплярах. Один экземпляр передаем продавцу, а что делать со вторым? Затребуйте у представителя продавца заверить факт получения претензии на втором экземпляре (дата, Ф.И.О., должность, подпись). Это будет подтверждением вручения претензий. Если поставить отметку на вашем экземпляре отказались, то отправьте обращение заказным письмом с описью вложенной документации.
Шаг № 3. Участвуем в проверке.
Субъект, реализовавший бракованные товары, обязан за свой счет организовать проверку или экспертизу. Потребитель может принять участие в контрольных мероприятиях. Если вы не согласны с результатами проведенных контрольных экспертиз, то можно обратиться в суд, чтобы оспорить нечестные результаты.
Узнайте, куда еще можно обратиться по защите прав потребителя.
Шаг № 4. Получаем деньги.
Получив требования по статье 18 о защите прав потребителей, продавец обязан вернуть средства в течение 10 дней либо уведомить заявителя об увеличении этого срока в связи с проведением дополнительных разбирательств и экспертиз. Если получатель претензий бездействует, то смело обращайтесь в суд. Все судебные издержки можно включить в исковое заявление.
Об авторе статьи
- Я главный редактор сайта Сашки Букашки.
Опыт работы с правовой информацией - более 15 лет.
Последние публикации автора
- 2024.03.29Льготы. КомпенсацииНа какой срок можно брать больничный, чтобы не потерять в оплате
- 2024.03.25Рабочий процессГрафик рабочих и выходных дней в мае 2024 года
- 2024.03.15ЖКХДолжны ли пенсионеры платить за капитальный ремонт
- 2024.03.05Льготы. КомпенсацииКак стать ветераном труда в Нижегородской области и что это дает
Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия Пользовательского соглашения.