Справка из налоговой об отсутствии ИП — это стандартный формуляр, подтверждающий, что гражданин не является предпринимателем, не оформлял такой статус и не занимается бизнесом.
Кто такие индивидуальные предприниматели
ИП — это люди, которые трудятся не на работодателя, а сами на себя: самостоятельно ведут бизнес и получают от него доход.
Раньше их называли ПБОЮЛ (предприниматель без образования юрлица) или ЧП (частный предприниматель). Они уплачивают дополнительные налоги и сборы с полученной выручки, сдают особые формы налоговой отчетности, которые отличаются от налоговой отчетности обычных граждан. А если коммерсант выступает в роли работодателя, то ему приходится уплачивать страховые взносы и НДФЛ, а еще и отчитываться по ним.
Одного желания, чтобы стать предпринимателем, недостаточно. Необходимо пройти процедуру регистрации, оплатить государственную пошлину и получить выписку от ФНС.
Иногда ФНС вправе признать гражданина предпринимателем в принудительном порядке. Когда он ведет предпринимательскую деятельность без оформления статуса ИП, налоговики вправе признать его коммерсантом и доначислить налоги и взносы.
Зачем доказывать, что не являешься ИП
В российских законах не обозначены ситуации, в которых обязательна справка об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, но на практике дело обстоит иначе. Документ потребуется в следующих случаях:
- При трудоустройстве на государственную службу: в правоохранительные органы или в судебную систему, в органы власти и управления. Чтобы занять должность, придется получить справку об отсутствии статуса индивидуального предпринимателя, так как чиновникам запрещено вести собственный бизнес.
- При постановке на учет в качестве безработного в службе занятости населения. Обычно представители ЦЗН самостоятельно проверяют отношение граждан к предпринимательству. Но и документ иногда запрашивают.
- При оформлении социальных выплат — стипендий или пособий от государства — придется подтвердить, что получатели не имеют доход от предпринимательской деятельности.
- При получении субсидий. Чтобы встать в очередь на получение государственных субсидий, гражданам придется подтвердить, что они не являются коммерсантами.
- При назначении материальной помощи, выплат социального характера потребуется подтвердить уровень своего дохода. Иначе социальные выплаты и помощь не получить.
- При оформлении льгот и компенсаций на оплату коммунальных услуг.
Обратите внимание, что ИП вправе претендовать на получение социальной помощи от государства при условии, что он отвечает обязательным условиям и требованиям для получения конкретного вида поддержки. Например, если средний душевой доход семьи коммерсанта не превышает установленных минимальных значений.
Как подтвердить, что не ИП
Присвоением статуса индивидуального предпринимателя занимается ФНС, и подтвердить, что гражданин не ведет собственный бизнес, вправе только она. Инспектор проверит актуальные сведения по единой базе данных предпринимателей и выдаст нужную справку.
Алгоритм и правила выдачи документов закреплены в Письме ФНС от 12.07.2017 № ГД-2-14/868@. Обычная справка об отсутствии предпринимательской деятельности выдается за 200 рублей, срочная — за 400 рублей.
Информацию выдадут не только самому ИП, но и любому другому заинтересованному лицу: работодателю, который решил проверить своих подчиненных; представителям социальной службы, которые занимаются назначением выплат и пособий.
Все это о том, как подтвердить, что ты ИП, но где взять справку об отсутствии ИП, она потребуется в самых разных ситуациях. Ответ: в любом отделении ФНС при личном обращении или в электронном запросе. Гражданин самостоятельно определяет способ обращения:
- лично в ИФНС по месту жительства, месту пребывания;
- в МФЦ;
- через портал «Госуслуги»;
- через специальный сервис от Инспекции.
Электронная выписка предоставляется бесплатно. А вот за бумажные сведения придется платить (от 200 до 400 рублей за бланк).
Как получить справку в налоговой
Налоговая инспекция выдает данные исключительно по официальному запросу. Иной порядок не предусмотрен, и справка об отсутствии регистрации в качестве ИП — не исключение. Получают ее, только предоставив собственноручное заявление с просьбой выдать нужную информацию.
Формат заявления не установлен, оформляйте его в произвольной форме. Но обязательно укажите следующие реквизиты:
- наименование инспекции, в которую направляете заявление;
- Ф.И.О. и должность начальника ТО ФНС;
- наименование документа («Заявление»);
- суть обращения;
- Ф.И.О. и паспортные данные заявителя;
- адрес места регистрации, проживания;
- способ предоставления ответной информации.
Образец заявления
Выписка с сайта ФНС
Второй способ получения документа — использование специального сервиса от ФНС. Справку об отсутствии статуса ИП официальный сайт Налог.Ру формирует бесплатно. Но требуется регистрация на сайте.
Информацию вы получите в виде электронной выписки из ЕГРИП, подписанной усиленной цифровой подписью Налоговой инспекции. Документ с электронной подписью равнозначен бумажной выписке, выданной ФНС при личном обращении.
Если выписка распечатана без выполнения необходимых для проверки электронной подписи настроек, появляется сообщение о недействительности подписи. Тогда ее нельзя использовать как юридически значимый документ.
Как получить справку на «Госуслугах»
Еще один удобный способ, где получить справку об отсутствии ИП, — это обратиться через информационный портал «Госуслуги». Для этого потребуется регистрация — войти на портал и заказывать услуги разрешено только под собственной учетной записью.
Если учетной записи нет, то обратитесь в МФЦ — и справку получите, и процедуру регистрации пройдете без проблем. Работники МФЦ сразу подтвердят вашу учетную запись, и вы сможете пользоваться всеми государственными услугами портала без ограничений.
Если вы уже имеете учетную запись на портале, то справка об отсутствии ИП через госуслуги формируется в разделе «Предоставление сведений из Государственного реестра». Там введите ИНН лица, по которому необходима проверочная информация, и готовая выписка будет сформирована в течение суток. Документ доступен для скачивания в течение пяти дней. Распечатанный документ с госуслуг является официальным.
Срок действия справки
Конкретных ограничений по срокам действия выписки не предусмотрено. Руководствуйтесь требованиями ведомств и госструктур, которые запрашивают информацию. Например, при трудоустройстве в муниципалитет сроки действия выписки устанавливает местная администрация. Заранее уточните срок действия документа по месту предоставления.
Об авторе статьи
- Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы - более 15 лет.
Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Последние публикации автора
- 2024.03.19ДеньгиМатериальная помощь в связи со смертью родственника в 2024 году
- 2024.03.12ПенсияКак отказаться от пенсионных отчислений по закону? Ведь до пенсии доживут не все
- 2024.02.09МедицинаКак пенсионеру оформить инвалидность
- 2024.02.08Льготы. КомпенсацииМатериальная помощь малоимущим семьям: на что можно рассчитывать в 2024 году