X

Как оформить налоговый возврат процентов по ипотеке

Налоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку — это легальная возможность вернуть часть денежных средств, потраченных на выплату кредита.

Кто и сколько раз вправе получить вычет по процентам

Законодательством установлено, что возврат налога с процентов по ипотеке вправе оформить гражданин России или не обладающий российским гражданством налоговый резидент РФ.

Обязательное требование: наличие дохода, облагаемого подоходным налогом в 13%. Обычно это официальное трудоустройство и зарплата, но не обязательно. Это может быть также доход от сдачи в аренду или продажи имущества, от выплат по договорам гражданско-правового характера (подряда, оказания услуг и др.) и т. п.

Вернуть денежные средства вправе каждый из работающих супругов (вне зависимости от того, кто из них является заемщиком), если собственность признана общей.

Во всех случаях вычет по процентам по ипотеке предоставляется один раз в течение жизни и только за один объект.

Вычет получают на следующий год после регистрации права собственности на жилое помещение. Деньги возвращаются за последние три года, предшествующие подаче заявления на возврат.

Например, если квартира стала собственностью в 2021, документы на вычет подают в 2022. Денежные средства возвращаются за период с 2019 по 2021 гг.

Когда вычет не предоставляется

В некоторых случаях возврат налога по уплаченным процентам по ипотеке осуществить нельзя.

Это происходит, если:

  • сделка с недвижимостью проведена между взаимозависимыми лицами (их перечень указан в ст. 105.1 НК РФ);
  • жилье приобретено только за счет средств работодателя или по государственным программам (материнский капитал, военная ипотека и т. д.);
  • заемщик является ИП, работающим по УСН.

Максимальная сумма возврата

За один год возвращается сумма, равная уплаченному налогу (13% от совокупного годового дохода гражданина).

Если кредит оформлен до 01.01.2014, то налоговый возврат при покупке квартиры в ипотеку — 13% от суммы выплаченных процентов без ограничения (вернется вся сумма погашенных процентов).

Если после этой даты — 13% от суммы погашенных процентов, но не более 3 млн. То есть, начиная с 2014, возвращают максимум 390 000 рублей.

Как оформить все правильно

Есть два варианта получения возврата: через работодателя и через ФНС. В обоих случаях понадобятся:

Материалы по теме
  • документы, которые подтверждают владение недвижимостью: выписка из ЕГРН (ЕГРП), свидетельство о праве собственности;
  • документальное подтверждение расходов на приобретение жилища: квитанции к приходным ордерам, выписки о переводе денег с одного счета на другой, расписки и прочее;
  • справка о погашенных за год процентах, выданная банком;
  • договор долевого участия (или договор купли-продажи, акт о передаче жилого помещения, договор уступки прав требования по договору долевого участия в строительстве);
  • целевой кредитный договор (или договор ипотеки, займа), график погашения кредита и уплаты процентов;
  • при рефинансировании ипотеки: первый кредитный договор; кредитный договор, заключенный для рефинансирования первичной ипотеки (в нем обязательна ссылка на нее), или договор займа по программе помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, которые оказались в сложной финансовой ситуации; документы, которые подтверждают уплату процентов по кредиту, выданному для рефинансирования ипотеки;
  • при покупке (строительстве) жилого помещения в общую собственность: свидетельство о браке; письменное заявление, в котором супруги договорились о распределении суммы вычета между собой;
  • при приобретении родителями жилья в собственность несовершеннолетних детей — свидетельство о рождении ребенка;
  • при приобретении опекунами (попечителями) недвижимости в собственность несовершеннолетних подопечных — решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства.
ВАЖНО!
При подаче копий документов необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки. Если оригиналы не предоставляются, копии обязательно заверяют нотариально.

Особенности получения вычета через работодателя

Чтобы получить возврат подоходного налога с процентов по ипотеке на работе, необходимо собрать подтверждающие документы (см. предыдущий раздел).

Затем следует предоставить в налоговую инспекцию по месту жительства заявление на получение уведомления о праве на имущественный налоговый вычет и приложить все нужные бумаги.

Через 30 дней надо прийти в ФНС и забрать уведомление. Когда вы вручите его работодателю, он прекратит удерживать подоходный налог с вашей зарплаты. Это продлится до конца года.

Особенности получения вычета напрямую через ФНС

Вот схема, как вернуть проценты по ипотеке через налоговую инспекцию напрямую:

  1. Получите справку 2-НДФЛ за нужный год из бухгалтерии по месту работы.
  2. Подготовьте оригиналы и копии документов (такие же, как для работодателя).
  3. Заполните декларацию по форме 3-НДФЛ.

Проверка документов занимает три месяца, деньги переводят в течение одного месяца. Сумма выплачивается целиком.

Как оформить онлайн

Удобно оформить возврат процентов по ипотеке в налоговой через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через мобильное приложение.

Вход в личный кабинет осуществляется:

  • по логину и паролю, которые указаны в регистрационной карте. Ее получают в любой налоговой инспекции независимо от прописки и места жительства;
  • при помощи квалифицированной электронной подписи;
  • при помощи подтвержденной учетной записи ЕСИА (Госуслуги).

Что нового в 2022 году

Важное нововведение: возврат НДФЛ с процентов по ипотеке в 2022 году разрешается оформить онлайн в упрощенном порядке при выполнении следующих условий:

  • право на возврат возникло с 01.01.2020;
  • у налогоплательщика имеется личный кабинет на сайте ФНС;
  • банковская организация или налоговый агент подключены к системе обмена сведениями с налоговиками.

При упрощенном порядке оформления 3-НДФЛ заполнять не надо, подтверждающие документы тоже не предоставляются.

Налогоплательщик найдет в личном кабинете заявление на вычет, предварительно заполненное налоговой. Останется только проверить внесенную налоговиками информацию и вписать недостающие сведения.

По упрощенной схеме уже работают: Банк ВТБ, ООО УК «Альфа-Капитал», ООО «РСХБ Управление Активами», АО «Тинькофф Банк», АО «Сбер Управление активами».

Материалы по теме