X

Инструкция: как получить справку об инвалидности

Если человек получил травму или заболел и, как следствие, не способен полноценно трудиться, то ему назначают специальные льготы. Чтобы подтвердить нетрудоспособность, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ), следующий этап — получение справки об инвалидности. Рассказываем, в каких ситуациях она требуется, куда обратиться и как ее оформить.

В каких ситуациях требуется справка об инвалидности

Справка МСЭ об инвалидности — официальный документ, его выдают человеку, которого врачебная комиссия признала инвалидом (ст. 7 ФЗ № 181 от 24.11.1995). Решение принимает бюро МСЭ по результатам обследования. Правила такой экспертизы прописаны в постановлении Правительства РФ № 588 от 05.04.2022.

Без этого документа невозможно получить многие меры социальной поддержки. Вот лишь некоторые ситуации, где нужна справка об инвалидности:

  • оформление пенсионных выплат;
  • бесплатный проезд на междугородном пассажирском транспорте;
  • получение компенсаций по услугам ЖКХ;
  • лечение в санаториях и лечебницах по социальным путевкам;
  • выписка льготных лекарств, приспособлений и средств реабилитации.
ВАЖНО!
Если у человека рабочая группа, то документ позволит создать для него специальные условия труда по отдельной программе реабилитации, сократить количество рабочих часов до 35 в неделю, увеличить продолжительность ежегодного отпуска — оплачиваемого на месяц, неоплачиваемого на два месяца (ст. 23, 128 ТК РФ).

Существуют льготы и для работодателей, которые трудоустраивают таких граждан. Это касается, например, налоговых льгот (п. 38 ст. 264 НК РФ).

По теме: все о пенсии по инвалидности

Кто вправе получить справку об инвалидности

Есть несколько условий, на основании которых гражданин вправе оформить справку об инвалидности:

  • ухудшение здоровья, связанное с серьезным нарушении функций организма из-за травмы, заболевания и дефектов;
  • невозможность самостоятельно обслуживать себя, двигаться, общаться, учиться или трудиться;
  • потребность в реабилитации.

В зависимости от того, насколько серьезное нарушение здоровья, назначают группу инвалидности. Какие группы существуют — укажем в таблице.

Группа инвалидности Характеристика
I Назначают человеку, который не способен самостоятельно передвигаться, обслуживать себя в быту, ему требуется постоянная помощь других людей
II Присваивают гражданину, имеющему ограничения жизнедеятельности, но он способен самостоятельно двигаться и обслуживать основные потребности (иногда с помощью дополнительных приспособлений), ему разрешено трудиться, если это не усугубит его здоровье
III Назначают человеку, у которого есть нарушения здоровья без тяжких последствий, без перспектив улучшения. Но он самостоятелен в бытовых условиях, ему не требуется уход, ему разрешено работать на щадящих условиях
Категория «ребенок-инвалид» Дети до 18 лет с выраженными нарушениями здоровья
ВАЖНО!
Первую группу назначают на 2 года, вторую и третью — на год. Затем проводится переосвидетельствование. Есть целый ряд заболеваний, при которых выдают справку о бессрочной инвалидности, если улучшение состояния здоровья невозможно.

Группу указывают в справке МСЭ, которую выдают гражданину на руки. Обратиться в бюро за оформлением такого статуса разрешается как гражданам РФ, так и иностранцам, проживающим в нашей стране на законных основаниях. Его присваивают только по согласию гражданина. Если человек не пожелает официально оформлять бумагу, то его обязывать никто не вправе.

Куда обращаться

Закон четко предусматривает, где получить справку об инвалидности 3 группы, также как 1 и 2-й групп, — только в бюро МСЭ. Сегодня есть возможность обратиться в эту организацию любым из трех способов:

  • через поликлинику по месту жительства;
  • лично подать заявку в бюро МСЭ по месту регистрации;
  • подать заявку онлайн через единый портал Госуслуг.

Но сначала придется получить специальное направление на экспертизу и собрать основной пакет документов (паспорт, СНИЛС, медицинские выписки и результаты обследований, подтверждающие заболевания, письменное согласие на экспертизу).

Выдавать направление вправе несколько учреждений: поликлиника (как государственная, так и частная), управление соцзащиты населения, Социальный фонд РФ. Но органы соцзащиты и Соцфонд его выдадут только после предъявления документов от врача о необходимости обратиться за медицинской справкой об инвалидности в бюро МСЭ. То есть обычно направление выдают сразу в поликлинике. Если выдать его отказались, то гражданин вправе самостоятельно обратиться в бюро. Но предварительно обязательно надо взять специальный документ о том, что в выдаче направления отказано.

Вам пригодится: как пенсионеру оформить инвалидность

Как оформить справку

Вот стандартный порядок, как получить справку об инвалидности, пошагово.

Материалы по теме

Шаг 1. Гражданин, у которого обнаружены серьезные заболевания, приходит в поликлинику и просит выдать ему направление в бюро на экспертизу.

Шаг 2. Доктор обязан провести обследование, получить результаты анализов, заключения специалистов, а затем определить, выдать направление или отказать.

Шаг 3. Если решение положительное, то направление и остальные справки и результаты обследования в бюро отправляет медперсонал.

ВАЖНО!
В направлении обязательно включают сведения о результатах всех обследований. Если указаны не все необходимые исследования, то в течение 3 дней бюро МСЭ вернет документацию в поликлинику на корректировку.

Шаг 4. Врачебная комиссия в бюро изучает документацию и принимает решение о возможности присвоить группу инвалидности.

Шаг 5. Если на заседании принято решение признать пациента инвалидом, то ему выдают специальную справку и индивидуальную программу реабилитации. Если отказывают, то выдают документ с объяснением причины.

Если у человека нет возможности присутствовать на заседании по состоянию здоровья и это указано в документации, выданной в поликлинике, то экспертизу проводят там, где он на тот момент находится: на дому, в больнице, в учреждении соцобслуживания или пенитенциарном учреждении. С 2022 года оформить справку разрешено не только лично, но и удаленно.

Максимум через 3 дня всю документацию по принятому решению передают в Соцфонд, Управление соцзащиты и поликлинику в электронном формате по специальной автоматизированной системе.

Установленный порядок предусматривает, кто выдает справку об инвалидности — бюро МСЭ сразу после того, как приняли решение об установлении этого статуса для пациента. Ее вручают лично гражданину или отправляют по почте заказным письмом.

Она выдается по унифицированной форме, утвержденной в приложении № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России № 1031н от 24.11.2010. В ней указывают:

  • название субъекта РФ;
  • название органа, выдавшего документ;
  • номер и серию документа;
  • фамилию, имя, дату рождения, адрес проживания пациента;
  • дату установления инвалидности;
  • группу и причину ее установления (общее заболевание, трудовое увечье, профзаболевание, инвалидность с детства);
  • срок переосвидетельствования;
  • основание для выдачи документа (реквизиты акта проведения экспертизы);
  • дату выдачи бумаги;
  • подпись руководителя и печать бюро.

Срок и стоимость изготовления справки

Чтобы установить статус инвалида, необходимо соблюдать все этапы. На каждый предусмотрены отдельные сроки. Например, чтобы пройти всех специалистов и провести исследования, потребуется около двух недель.

После того как бюро получило направление и документацию, пациента обязаны пригласить на экспертизу максимум через 30 дней. Если потребуются дополнительные документы, то дни, которые уйдут на их сбор, в этот период не включают.

Такой период установлен для общих заболеваний. Но в некоторых ситуациях сроки выдачи справки об инвалидности значительно сокращены. Например, при ампутации рук или ног обязаны рассмотреть вопрос за три дня, при оказании паллиативной помощи — всего за один день.

Решение по поводу установления конкретной группы принимают сразу в день проведения заседания. А документацию обязаны отдать не позднее чем через 3 дня. За изготовление пошлина не взимается.

Материалы по теме