X

Как изменилось ОСАГО с 1 мая 2023 года? Новые нормы

Порядок приобретения полиса ОСАГО, а также условия его применения в очередной раз поменяли. На что обратить внимание автовладельцам?

Президент России Владимир Путин 01.05.2019 подписал Федеральный закон от 01.05.2019 № 88-ФЗ с масштабными поправками в систему страхования ответственности автовладельцев (ОСАГО). Фактически новый закон дал старт очередному этапу реформы ОСАГО.

Не все поправки вступили в силу сразу. Для некоторых предусмотрен переходный период в 6 месяцев. Но узнать о новых правилах и разобраться в них желательно уже сейчас. Поэтому изучим каждую из поправок в отдельности.

Разделение ответственности при нанесении вреда жизни и здоровью

Бывает так, что в совершении дорожно-транспортного происшествия виновен не один человек, а сразу несколько. Ведь часто в авариях участвуют несколько автомобилей, и вина может быть признана обоюдной. До сих пор в этом случае возникала коллизия: какая страховая компания должна выплачивать компенсации пострадавшим? Механизма разделения ответственности в таких случаях законодательно установлено не было.

С 1 мая ситуация изменилась. В статью 12 закона № 40 добавили норму о возможности выплаты компенсации пострадавшим сразу несколькими страховыми компаниями. Как сказано в законе, это произойдет:

В случае, если ответственными за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего при наступлении одного и того же страхового случая, признаны несколько участников дорожно-транспортного происшествия, страховщики солидарно осуществляют страховую выплату потерпевшему в части возмещения указанного вреда.

При этом общий размер страховой выплаты, осуществленной страховщиками, не может превышать размер страховой суммы, предусмотренной законодательством, то есть 500 000 рублей. Эту сумму (или меньшую сумму) будут делить на всех виновников ДТП.

Пешеходы освобождены от ответственности

Часто бывает, что человек попадает под машину, если переходит дорогу в неположенном месте или игнорирует правила дорожного движения. Он становится виновником аварии, но при этом чаще всего получает различные травмы или вообще погибает. В этом случае он или его наследник все равно должен был возмещать причиненный вред. Страховые компании имели право на предъявление регрессивных требований. Поэтому иногда родственники погибшего в ДТП должны были по решению суда несколько лет выплачивать долги страховой компании.

С 1 мая 2019 года таких ситуаций больше не будет. Ведь в статью 14 Закона об ОСАГО внесли новый пункт, в соответствии с которым:

Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

Таким образом, если пешеход пострадал (или погиб) в ДТП, страховая компания больше не имеет права требовать от него (или его наследников) компенсационных выплат на возмещение вреда, нанесенного автомобилю, его водителю, пассажирам или третьим лицам. При этом если виновным в аварии признали пешехода, автовладельцу по-прежнему положена страховая выплата по ОСАГО.

С водителя, не уведомившего страховщиков о ДТП, нельзя взыскивать регресс

Если в ДТП нет жертв и пострадавших людей, оформить его можно по европротоколу. При таком оформлении виновник ДТП должен направить извещение об аварии в свою страховую компанию. Если страховщики не получали такое извещение, у них есть возможность требовать от виновника компенсации выплаченного пострадавшим ущерба.

Материалы по теме

С 1 мая право на регрессное возмещение ущерба страховщиками по этому основанию отменено.

Электронные полисы ОСАГО будут оформлять в офисах страховых компаний

Новая редакция пункта 7 статьи 15 предусматривает возможность получения автовладельцем при непосредственном посещении офиса страховой компании не только бумажного полиса ОСАГО, но и электронного. В законе с 29 октября эта норма будет звучать так:

Заключение договора обязательного страхования подтверждается предоставлением страховщиком страхователю страхового полиса обязательного страхования с присвоенным уникальным номером, оформленного по выбору страхователя на бумажном носителе или в виде электронного документа.

По просьбе страхователя страховщики будут не только отправлять электронный полис на электронную почту, но и печатать его на бумажном носителе.

Транспортные средства, не требующие регистрации, можно будет не страховать

Хорошая новость для владельцев мопедов. С 29 октября они могут больше не приобретать страховые полисы ОСАГО. До сих пор им приходилось это делать, ведь подпункт «б» пункта 3 статьи 4 ФЗ № 40 освобождал от ОСАГО только владельцев тех транспортных средств, «на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении».

Поскольку мопеды имеют право двигаться по правому краю проезжей части в один ряд, у них должны были быть полисы ОСАГО. Новая формулировка закона избавляет их от этой обязанности.

Повышение страхового возмещения по европротоколу

С 29 октября важные изменения произойдут в оформлении ДТП по европротоколу, то есть без вызова сотрудников ГИБДД. Максимальная сумма возмещения ущерба имуществу в этом случае сейчас составляет:

  • 400 000 рублей — на территории Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей;
  • 100 000 рублей — на всей остальной территории России.

С 29 октября страховую выплату сделают единой по всей России, она будет составлять 400 000 рублей. При этом сохраняется требование к фиксации ДТП с помощью «технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде информации на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации».

Кроме этого, можно будет фиксировать ДТП с помощью специального программного обеспечения, «в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме». Такое ПО должно будет разработать профессиональное объединение страховых компаний по согласованию с Банком России. Оно будет обеспечивать возможность:

  • фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • отправки фотоснимков в страховую компанию в режиме онлайн.

Фактически это будет стандартизированное приложение для смартфонов, позволяющее заполнить и отправить страховщику извещение о ДТП в режиме онлайн.

Оформление европротоколов с разногласиями

Часто бывает, что после ДТП его участники не могут договориться, кто из них прав, а кто виноват. Тем не менее одним из обязательных условий оформления европротокола является отсутствие разногласий. И не только в части виновника аварии, но и объема повреждений автомобилей. Если такие разногласия не получилось урегулировать, приходится вызывать ГИБДД и оформлять ДТП по обычной процедуре.

С 29 октября участники ДТП смогут спокойно разъехаться без инспектора ГИБДД даже «при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств». Для оформления европротокола в такой ситуации важно соблюсти два условия:

  • обязательно использовать при оформлении ДТП средства контроля или специальное ПО;
  • согласиться, что страховое возмещение будет ограничено 100 000 рублей.

Об авторе статьи

Юлия Дидух
Бухгалтер, юрист по хозяйственному праву, главный редактор каналов "Правовой совет", "Ветеран труда" и "Человек в погонах в школе" на платформе Яндекс. Дзен
Материалы по теме