X

Могут ли отказать в обслуживании покупателю без маски

Обслуживание покупателей в магазине без маски — повод оштрафовать магазин на крупную сумму. По действующему в настоящий момент законодательству заплатить придется не только владельцу и продавцу, но и гражданину, которому продали товар.

Почему заставляют носить маски

Масочный режим — это не прихоть продавцов и владельцев торговых точек. Несмотря на оправданное, казалось бы, возмущение в ответ на объявление об обслуживании только в масках, такое требование является правомерным.

В период пандемии правительство выработало особые правила поведения, обязательные для граждан, ИП и юрлиц — постановление правительства №417, подпункт “в” пункта 3 которых утверждает обязательное ношение средств индивидуальной защиты.

ВАЖНО!
Правило, которое устанавливает обслуживание клиентов только в маске, действует в том случае, если в регионе введен режим повышенной готовности или угрозы возникновения ЧС. Здесь необходимо учитывать постановления местного правительства. В октябре режим повышенной готовности продлили во многих регионах РФ, например в Москве, Краснодаре, в Вологодской и Иркутской областях и других.

За несоблюдение этих правил предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по статье 20.6.1 КоАП РФ. Причем оштрафуют не только торговую точку, но и граждан.

Согласно Методическим рекомендациям Роспотребнадзора, магазины обязаны повесить объявление о том, что обслуживание без масок запрещено, и предупредить о соблюдении дистанции.

Могут ли отказать в покупке

В соответствии со ст. 426 ГК РФ предприниматель не вправе отказывать покупателю в приобретении товара, т. е. заключении публичного договора, если возможность передать нужный товар у него есть. Именно этой нормой руководствовались покупатели, получившие отказ в обслуживании в магазине без маски и ушедшие без покупок. Но статья содержит уточнение «кроме случаев, предусмотренных законом или иными нормативными актами».

Это значит, что в случае нарушения каких-либо правовых норм в магазине отказывают в обслуживании без маски абсолютно законно. А нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности — это нарушение.

Материалы по теме

Это доказывает и специальное письмо Роспотребнадзора, размещенное на официальном сайте.

Штраф магазину

ИП и юридические лица попадают под жесткие административные санкции. Статья 20.6.1 КоАП РФ устанавливает, какой штраф за обслуживание покупателей без маски получат торговые точки:

  • индивидуальные предприниматели — от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юридические лица — от 100 до 300 тыс. руб.

Местными нормативно-правовыми актами власти вправе устанавливать иной штраф магазину за обслуживание покупателя без средств индивидуальной защиты, который обычно больше, чем установленный КоАП РФ. Так, в Санкт-Петербурге за первое нарушение требования для ИП штраф составит от 30 до 40 тыс. руб., для юрлиц — от 200 до 300 тыс. руб. Повторно оштрафуют на сумму от 40 до 50 и от 300 до 500 тыс. руб. соответственно.

Кто и какой штраф может выписать покупателю за отказ носить средства защиты

По КоАП РФ гражданину за несоблюдение правил грозит предупреждение или штраф от 1 до 30 тыс. руб. Но стоит принять во внимание и локальные нормативные акты об административных правонарушениях. Например, в Санкт-Петербурге за несоблюдение правил режима повышенной готовности гражданина оштрафуют в первый раз на 4 тыс. руб., повторно на 5 тыс. руб. Так что запрет на обслуживание покупателей без масок в том числе спасает россиян от совершения правонарушения.

Если же вас «поймали», то выписать штраф вправе только сотрудник полиции при обнаружении факта административного правонарушения. Ни продавец, ни охранник, ни другие должностные лица сделать это не вправе.

Источник иллюстрации — сайт ppt.ru

Материалы по теме