Пандемия немного облегчила способ получения аттестата в предыдущие годы. Но в 2022 году все вернется на круги своя. Новые порядки проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) и расписание утверждены приказами Министерства просвещения и Рособрнадзора еще в конце прошлого года — даты и условия проведения экзаменов для 9 и 11 классов изменились.
Что такое ГИА
Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это общее название для экзаменов ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс). Минпросвещения России и Рособрнадзор Приказами № 834/1479, № 835/1480, № 836/1481 от 17.11.2021 (зарегистрированы Минюстом 15.12.2021) утвердили порядок проведения государственной итоговой аттестации в 2022 году и проект расписания тестирования. В этом году форма тестирования снова станет обязательным этапом для всех выпускников на пути к получению аттестата. Экзаменов снова стало больше.
ГИА-9 — это ОГЭ, основной государственный экзамен, который сдают все без исключения девятиклассники страны. Во время испытания проверяется уровень знаний по 4 предметам, полученных учениками с 5 по 9 классы. После сдачи ОГЭ поступают в колледж или продолжают обучение в школе.
ГИА-11 означает ЕГЭ — единый государственный экзамен для выпускников 11 классов. Он проверяет знания, освоенные за период обучения в школе с 5 по 11 классы.
Когда сдавать ГИА в 2022 году
Рособрнадзор опубликовал расписания ЕГЭ и ОГЭ в 2022 году. Госэкзамены проведут без каких-либо ограничений, в этом году это сделают в три этапа:
- досрочный (с конца марта до середины апреля);
- основной (с конца мая до начала июля);
- осенние пересдачи (в сентябре).
ГИА-9
Досрочный период:
- 21 апреля (четверг) — математика;
- 25 апреля (понедельник) — русский язык;
- 28 апреля (четверг) — информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература;
- 4 мая (среда) — история, биология, физика, география, иностранные языки.
С 11 мая по 17 мая запланирован резерв (то есть альтернативный день для сдачи того или иного экзамена, если его не сдали по уважительным причинам):
- 11 мая (среда) — резерв: математика;
- 12 мая (четверг) — резерв: история, биология, физика, география, иностранные языки;
- 13 мая (пятница) — резерв: информатика и ИКТ, обществознание, химия, литература;
- 16 мая (понедельник) — резерв: русский яз.;
- 17 мая (вторник) — резерв: по всем учебным предметам.
Основной период (с учетом последних правок, внесенных Приказом Минпросвещения России № 128, Рособрнадзора № 387 от 14.03.2022):
- 19-20 мая (четверг и пятница) — иностранные языки;
- 23 мая (понедельник) — математика;
- 27 мая (пятница) — обществознание;
- 1 июня (среда) — история, физика, биология, химия;
- 7 июня (вторник) — русский язык;
- 15 июня (среда) – биология, информатика и ИКТ, география, химия;
- 22 июня (среда) – литература, физика, информатика и ИКТ, география;
- 4 июля (понедельник) — резерв: по всем учебным предметам (кроме русского яз. и математики);
- 5 июля (вторник) — резерв: русский яз.;
- 6 июля (среда) — резерв: по всем учебным предметам (кроме русского яз. и математики);
- 7 июля (четверг) — резерв: математика;
- 8 июля (пятница) — резерв: по всем учебным предметам;
- 9 июля (суббота) — резерв: по всем учебным предметам.
Дополнительный период:
- 5 сентября (понедельник) — математика;
- 8 сентября (четверг) — русский яз.;
- 12 сентября (понедельник) — история, биология, физика, география;
- 15 сентября (четверг) — обществознание, химия, информатика и ИКТ, литература, иностранные яз.;
- 20 сентября (вторник) — резерв: математика;
- 21 сентября (среда) — резерв: русский яз.;
- 22 и 23 сентября (четверг и пятница) — резерв: по всем учебным предметам (кроме русского яз. и математики);
- 24 сентября (суббота) — резерв: по всем учебным предметам.
ГИА-11
Досрочный период:
- 21 марта (понедельник) — география, литература, химия;
- 24 марта (четверг) — русский яз.;
- 28 марта (понедельник) — математика;
- 31 марта (четверг) — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), история, физика;
- 1 апреля (пятница) — иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 4 апреля (понедельник) — информатика и ИКТ;
- 7 апреля (четверг) — обществознание, биология;
- 11 апреля (понедельник) — резерв: география, химия, иностранные языки (раздел «Говорение»), литература, история;
- 13 апреля (среда) — резерв: иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), информатика и ИКТ, физика, обществознание, биология;
- 15 апреля (пятница) — резерв: русский яз.;
- 18 апреля (понедельник) — резерв: математика.
Основной период:
- 26 мая (четверг) — география, литература, химия;
- 30 и 31 мая (понедельник и вторник) — русский яз.;
- 2 и 3 июня (четверг и пятница) — математика;
- 6 июня (понедельник) — история, физика;
- 9 июня (четверг) — обществознание;
- 14 июня (вторник) — иностранные яз. (за исключением раздела «Говорение»), биология;
- 16 и 17 июня (четверг и пятница) — иностранные яз. (раздел «Говорение»);
- 20 и 21 июня (понедельник и вторник) — информатика и ИКТ;
- 23 июня (четверг) — резерв: русский яз.;
- 24 июня (пятница) — резерв: география, литература, иностранные яз. (раздел «Говорение»);
- 27 июня (понедельник) — резерв: математика;
- 28 июня (вторник) — резерв: иностранный яз. (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика и ИКТ;
- 29 июня (среда) — резерв: обществознание, химия;
- 30 июня (четверг) — резерв: история, физика;
- 2 июля (суббота) — резерв: по всем учебным предметам.
Дополнительный период:
- 5 сентября (понедельник) — математика;
- 8 сентября (четверг) — русский яз.;
- 20 сентября (вторник) — резерв: математика, русский яз.
Какие экзамены входят в ГИА-9
В 2022 году утвержденный новый порядок проведения ГИА 9 класс предусматривает, что ГИА-9 снова сдают все, и не только обязательные предметы, но и предметы по выбору. В перечне доступных дисциплин:
- обществознание;
- история;
- иностранные языки;
- физика;
- химия;
- информатика;
- биология;
- география;
- литература.
Чтобы выдали аттестат за 9 класс, за проверку знаний по этим дисциплинам следует получить положительные баллы и преодолеть порог, установленный Рособрнадзором.
Какие экзамены входят в ГИА-11
Всем одиннадцатиклассникам предстоит сдавать государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам — русскому и математике. Английский язык в текущем году не обязателен. Для выпускников, которые готовятся поступать в высшие учебные заведения, список предметов несколько шире: как и до пандемии, сейчас их минимум четыре (два обязательных и два по выбору).
Состав участники выбирают самостоятельно из 13 общеобразовательных предметов. Каждый школьник вправе сдавать любое количество предметов, основываясь на направлении выбранного вуза. Обязательными остались только русский язык и математика. Предметы по выбору остались прежними. Перед вами перечень общеобразовательных дисциплин, которые включает в себя порядок проведения ГИА в 11 классе в 2022 году с изменениями, принятыми на законодательном уровне:
- физика;
- химия;
- информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
- биология;
- история;
- география;
- английский;
- немецкий;
- французский;
- обществознание;
- испанский;
- китайский;
- литература.
Изменения в ГИА-9 и ГИА-11 в 2021
Предусматриваются следующие изменения:
- Для получения аттестата необходимо сдать русский язык (24 балла) и математику (27 баллов), для поступающих в вузы необходимо набрать 40 и 39 баллов соответственно, а по каждому дополнительному предмету — от 30 до 45 баллов.
- Итоговый устный экзамен по русскому языку — сохраняется порядок проведения, введенный в 2019 году. Он является допуском к сдаче ОГЭ. Испытание оценивается по системе «зачет-незачет». А количество баллов — 20, больше 10 — уже зачет. В случае незачета или неявки по уважительной причине назначается пересдача.
- Кроме английского, немецкого, французского и испанского, выпускники сдают и китайский язык — еще один пункт, внесенный в новый порядок проведения ГИА 11 класса по иностранному языку. Чтобы ввести это новшество, специалистам понадобилось три года, за которые были разработаны экзаменационные тесты с учетом особенностей китайского языка, в частности, большого количества иероглифов. В итоге новое тестирование состоит из проверки устной речи (42 задания) и навыков письма (3 задания).
- ЕГЭ по информатике и ИКТ пройдет в форме компьютерного тестирования, а не с использованием бумажных бланков, как это делалось раньше. ЕГЭ по информатике не является обязательным экзаменом для всех выпускников, но он необходим для поступления в некоторые технические вузы.
- Время на выполнение заданий сократилось. Это касается нескольких дисциплин. Например, чтобы сдать обществознание и историю, ученикам дают не 235 минут, а лишь 180.
- Изменилось максимальное количество баллов. Например, по химии этот показатель уменьшили с 58 до 56 баллов. По обществознанию он увеличился с 35 до 37, а по литературе — с 39 до 45.
ГИА 2022. Потрясений не ожидается
Подытожим: изменения в порядке проведения ГИА в 2022 году связаны с возвращением досрочного периода сдачи экзаменов, корректировкой их количества и переносом экзаменов на новые даты. По организационным вопросам сохраняются все изменения, введенные ранее. Чтобы успешно пройти испытания, важно иметь стабильный уровень знаний и хорошую психологическую подготовку: не переволноваться и уметь сконцентрироваться в нужный момент.
Полезно ли делать тренировочные задания по ГИА за прошлые годы? Или это отучает детей думать?
Комментарий эксперта специально для сайта Сашки Букашки:
Анастасия Панкина
Владелец курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «101 БАЛЛ»
Расскажу, какая в этом польза и вред.
Полезно тем, что это дополнительная тренировка и практика. ГИА, как любой экзамен, требует подготовки, и решение вариантов помогает увидеть свои пробелы по темам/что из теории не выучено (обычно это формулы) и восполнить свои пробелы до наступления экзамена.
Как решение вариантов за прошлые годы может повредить? Каждый год появляются изменения в самих заданиях и критериях оценивания. За несколько лет в тестах ЕГЭ почти по всем предметах исчезли вопросы с вариантами ответов, хотя раньше это был целый блок. Если тренироваться на заданиях, которые не соответствуют заданиям текущего года, такая тренировка не даст пользы и не позволит оценить свою реальную готовность к ГИА.
Также важно находить тренировочные задания в проверенных источниках, а не брать из сомнительных групп и с непонятных сайтов. Все изменения и демо-версии нужно отслеживать на официальных сайтах.
Кроме актуальности заданий важно понимать как оценивается сделанное тестирование и отражает ли настоящие критерии. Думать это не отучает, но можно потратить своё время и не получить желаемую подготовку и тренировку к экзаменам.
Рустэм Сейдафаров
учитель биологии профильных и предпрофильных медклассов ГБОУ «Романовская школа»
Вопрос о том, полезно ли тратить время на решение тренировочных заданий по ЕГЭ и ОГЭ за прошлые годы, на самом деле сложный и не содержит чёткого ответа. Всё сильно зависит от того, на каком уровне подготовки находится ученик к 9 и 11 классу и что для него экзамен – способ получить аттестат или некая сверхидея в той науке, в которой он планирует трудиться в дальнейшем.
Я бы сначала ответил на вопрос, чем руководствуются люди, которые их делают. И в зависимости от ответа разделил бы выпускников на три группы.
- Первая категория – те учащиеся, которые считают, что к экзаменам можно подготовиться только решением заданий. Как правило, они при этом не учат теорию и занимаются только тестами. При прочих равных, когда ты ничего не делаешь и выбираешь предмет только для того, чтобы получить аттестата в 9 классе, этот вариант успешен. Решая тесты, ты хоть как-то повторяешь теорию и набираешь необходимый минимум.
- Вторая группа – школьники, которые думают, что что-то из того, что они будут решать на тестах прошлых лет, им попадется на экзамене. Скажу откровенно – на практике ничего не выпадает ни на ОГЭ, ни на ЕГЭ, ни на олимпиадах. Как правило, эти дети так или иначе учат теорию, но с таким подходом решать тесты прошлых лет смысла нет: повторюсь, задания не повторяются из года в год.
- Третья группа – люди, которые решают тесты прошлых лет с совершенно другим подходом. Они в процессе выполнения заданий пытаются моделировать новые вопросы.
Возьмем любой предмет, скажем, биологию. В ней очень много разных констант, которые из года в год встречаются в ОГЭ – строение клетки, жизненные циклы и пр. Когда дети прорабатывают тест, они не просто объясняют, почему здесь правильно и ли неправильно, они учатся сформулировать вопрос так, как бы он мог бы звучать, чтобы тот вариант, который в контексте данного вопроса является неверным, в каком-то гипотетическом вопросе был бы правильным.
И вот при таком подходе обыгрывания темы с разных сторон старые тесты работают.
Когда дети моделируют ситуацию, они:- глубоко повторяют теорию. Как мог бы звучать вопрос, чтобы неверный ответ был правильным? Для этого задания обязательно знать теорию;
- учатся смотреть на константу в предмете со всех возможных сторон, развивая мышление и углубляя знания;
- предугадывают типы задач, которые могут быть в тестах в этом году. Скажу по опыту: это тоже очень хорошо работает на практике.
Всем успехов в подготовке к грядущим экзаменам!
Об авторе статьи
- Мама школьника, активно участвует в организационных вопросах жизни школы и класса своего сына. И делится своим опытом с читателями нашего сайта.