X

Какой расчетный счет в банке нужен самозанятым

Банковский счет для самозанятых — это платежный реквизит, который граждане вправе использовать при расчетах за товары, работы, услуги собственного производства. Вправе, но обязательно ли это? Разберемся, как поступить в такой ситуации.

Самозанятые граждане — это понятие введено отдельным государственным экспериментом, направленным на выход из тени целого сегмента налогоплательщиков. Эксперимент начался с 4 регионах России: Москва, Московская область, Калужская область, Татарстан.

С 2020 году его расширили – до июля он действует:

  • в Санкт-Петербурге;
  • в Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях;
  • в Красноярском и Пермском краях;
  • в Ненецком, Ханты-Мансийском (Югра), Ямало-Ненецком автономных округах;
  • в Республике Башкортостан.

А с июля – на всей территории России.

В новую категорию были включены сразу две группы россиян:

  1. Лица, оказывающие бытовые услуги населению, но без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: репетиторы, нянечки, садовники и прочее. Эта категория физических лиц до конца 2019 года налоги не платила (пункт 70 статьи 217 НК РФ), но должна быть зарегистрирована в ФНС в качестве самозанятых.
  2. Лица, которые встали на учет в ФНС в качестве плательщиков налога на профессиональный доход. Для этого необходимо зарегистрироваться в специальном сервисе «Мои налоги». Перейти на минимальный тариф (4% или 6% с дохода) могли и простые граждане, и даже коммерсанты (ИП).

По сути, это граждане, которые получают доходы за свои услуги или производимые ими товары. Причем законодатели не ограничили порядок расчетов с покупателями. Следовательно, самозанятые вправе получать оплату от покупателей и наличными деньгами, и электронными переводами и безналичным расчетом.

Возникает правомерный вопрос: так ли необходимо открытие расчетного счета самозанятым гражданам, если им разрешено вести расчеты наличными и не пользоваться банковскими переводами? Разберемся.

Отдельный расчетный счет — а нужен ли он самозанятым

Отдельным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ чиновники обозначили общие принципы проводимого эксперимента. В нормативном акте о деятельности самозанятых лиц определено, что порядок расчетов налогоплательщик устанавливает самостоятельно. Плательщик налога на профессиональный доход вправе получить оплату от покупателя любым способом (наличными, электронно, безналичными). Значит, и требовать с него открыть отдельный расчетный счет неправомерно.

Вывод: открывать счет самозанятому необязательно. Для расчетов разрешается использовать и свою личную карточку, и даже электронный кошелек — такая форма расчетов не привязана к традиционной банковской системе. Все операции проводятся через интернет. Денежные средства зачисляются по номеру электронного кошелька.

Как на практике: обязательности открывать расчетный счет нет. Но мы рекомендуем все-таки это делать при оформлении статуса плательщика налога на профдоход. Дело в том, что налоговые органы имеют обыкновение пристально следить за налогоплательщиками. И не исключено, что все платежи и переводы на личную карту они сочтут доходами от самозанятости. Да, доказать обратное скорее всего получится, но на этой уйдет уйма времени и нервов. И чтобы сделать свою жизнь проще и спокойнее, надежнее завести отдельный счет.

Может ли самозанятый принимать платежи на свою карту

Двоякая ситуация сложилась в вопросе применения собственных банковских карт. Никаких законодательных ограничений в применении частной карты для получения оплаты от заказчиков, покупателей нет. Пользоваться своей карточкой вправе и простой самозанятый гражданин, и ИП, перешедший на профессиональный налог.

Материалы по теме

Проблема обозначилась в действиях банковских организаций. Большинство банков в своей корпоративной политике обозначают запрет на проведение таких операций. Несмотря на то, что открытие банковского счета для самозанятых граждан необязательно, мнение представителей банковской системы заключается в том, что личные карты не должны быть использованы для ведения предпринимательской деятельности. На основании приведенных доводов банки нередко блокируют доходные операции, и самозанятый бизнесмен перестает получать деньги от клиентов.

Как поступить в такой ситуации? Уточните позицию вашего банка — той кредитной компании, в которой оформлена личная карта. Некоторые из них уже учли законодательные изменения и внесли самозанятых в исключения. Операции по их счетам теперь не блокируются.

Если же ваш банк принципиально блокирует операции, то проще оформить новую карту в другом банке и использовать ее для расчетов с клиентами.

Нужна ли самозанятым касса

Повсеместный переход на онлайн-кассы завершен 01.07.2019. Теперь применять кассовые аппараты нового поколения обязаны все категории бизнеса. Но есть ряд исключений, среди которых и самозанятые граждане.

Применение онлайн-кассы для самозанятых не обязательно. Но несмотря на освобождение, они по-прежнему обязаны выдавать покупателям чеки. Чеки формируются в электронном виде через специальное приложение «Мой налог», их формат отвечает всем обязательным требованиям. Чек передают покупателю в электронной форме или на бумажном носителе. Сведения о расчетах передаются в ИФНС в режиме реального времени.

Как самозанятому платить налоги и с каких доходов

Налог с профессионального дохода исчисляется так: к налогооблагаемой базе применяется налоговая ставка:

  • 4% — если услуги, товары, работы реализуются населению;
  • 6% — реализация юридическим лицам и ИП.

Налогооблагаемой базой признаются только суммы дохода, полученные от оказания предпринимательской деятельности. Не включают в расчет:

  • зарплату;
  • доход от продажи имущества;
  • вознаграждения по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом;
  • доход, полученный в натуральной форме;
  • выплаты по отдельным видам деятельности (репетиторство, присмотр и уход, благоустройство территорий);
  • иное из ч. 2 ст. 6 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Суммы возвратов тоже не должны учитываться при обложении налогом. Например, аванс, возвращенный покупателю, вычитают из налогооблагаемой базы.

Сумму налога к уплате определяет ФНС. Налогоплательщику необходимо передать сведения об операциях в инспекцию одним из доступных способов: через сервис «Мой налог», через банковскую организацию или через уполномоченного оператора.

Об авторе статьи

Наталья Евдокимова
Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы - более 15 лет.

Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Материалы по теме