Банковский счет для самозанятых — это платежный реквизит, который граждане вправе использовать при расчетах за товары, работы, услуги собственного производства. Вправе, но обязательно ли это? Разберемся, как поступить в такой ситуации.
Самозанятые граждане — это понятие введено отдельным государственным экспериментом, направленным на выход из тени целого сегмента налогоплательщиков. Эксперимент начался с 4 регионах России: Москва, Московская область, Калужская область, Татарстан.
С 2020 году его расширили – до июля он действует:
- в Санкт-Петербурге;
- в Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях;
- в Красноярском и Пермском краях;
- в Ненецком, Ханты-Мансийском (Югра), Ямало-Ненецком автономных округах;
- в Республике Башкортостан.
А с июля – на всей территории России.
В новую категорию были включены сразу две группы россиян:
- Лица, оказывающие бытовые услуги населению, но без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: репетиторы, нянечки, садовники и прочее. Эта категория физических лиц до конца 2019 года налоги не платила (пункт 70 статьи 217 НК РФ), но должна быть зарегистрирована в ФНС в качестве самозанятых.
- Лица, которые встали на учет в ФНС в качестве плательщиков налога на профессиональный доход. Для этого необходимо зарегистрироваться в специальном сервисе «Мои налоги». Перейти на минимальный тариф (4% или 6% с дохода) могли и простые граждане, и даже коммерсанты (ИП).
По сути, это граждане, которые получают доходы за свои услуги или производимые ими товары. Причем законодатели не ограничили порядок расчетов с покупателями. Следовательно, самозанятые вправе получать оплату от покупателей и наличными деньгами, и электронными переводами и безналичным расчетом.
Возникает правомерный вопрос: так ли необходимо открытие расчетного счета самозанятым гражданам, если им разрешено вести расчеты наличными и не пользоваться банковскими переводами? Разберемся.
Отдельный расчетный счет — а нужен ли он самозанятым
Отдельным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ чиновники обозначили общие принципы проводимого эксперимента. В нормативном акте о деятельности самозанятых лиц определено, что порядок расчетов налогоплательщик устанавливает самостоятельно. Плательщик налога на профессиональный доход вправе получить оплату от покупателя любым способом (наличными, электронно, безналичными). Значит, и требовать с него открыть отдельный расчетный счет неправомерно.
Вывод: открывать счет самозанятому необязательно. Для расчетов разрешается использовать и свою личную карточку, и даже электронный кошелек — такая форма расчетов не привязана к традиционной банковской системе. Все операции проводятся через интернет. Денежные средства зачисляются по номеру электронного кошелька.
Как на практике: обязательности открывать расчетный счет нет. Но мы рекомендуем все-таки это делать при оформлении статуса плательщика налога на профдоход. Дело в том, что налоговые органы имеют обыкновение пристально следить за налогоплательщиками. И не исключено, что все платежи и переводы на личную карту они сочтут доходами от самозанятости. Да, доказать обратное скорее всего получится, но на этой уйдет уйма времени и нервов. И чтобы сделать свою жизнь проще и спокойнее, надежнее завести отдельный счет.
Может ли самозанятый принимать платежи на свою карту
Двоякая ситуация сложилась в вопросе применения собственных банковских карт. Никаких законодательных ограничений в применении частной карты для получения оплаты от заказчиков, покупателей нет. Пользоваться своей карточкой вправе и простой самозанятый гражданин, и ИП, перешедший на профессиональный налог.
Проблема обозначилась в действиях банковских организаций. Большинство банков в своей корпоративной политике обозначают запрет на проведение таких операций. Несмотря на то, что открытие банковского счета для самозанятых граждан необязательно, мнение представителей банковской системы заключается в том, что личные карты не должны быть использованы для ведения предпринимательской деятельности. На основании приведенных доводов банки нередко блокируют доходные операции, и самозанятый бизнесмен перестает получать деньги от клиентов.
Как поступить в такой ситуации? Уточните позицию вашего банка — той кредитной компании, в которой оформлена личная карта. Некоторые из них уже учли законодательные изменения и внесли самозанятых в исключения. Операции по их счетам теперь не блокируются.
Если же ваш банк принципиально блокирует операции, то проще оформить новую карту в другом банке и использовать ее для расчетов с клиентами.
Нужна ли самозанятым касса
Повсеместный переход на онлайн-кассы завершен 01.07.2019. Теперь применять кассовые аппараты нового поколения обязаны все категории бизнеса. Но есть ряд исключений, среди которых и самозанятые граждане.
Применение онлайн-кассы для самозанятых не обязательно. Но несмотря на освобождение, они по-прежнему обязаны выдавать покупателям чеки. Чеки формируются в электронном виде через специальное приложение «Мой налог», их формат отвечает всем обязательным требованиям. Чек передают покупателю в электронной форме или на бумажном носителе. Сведения о расчетах передаются в ИФНС в режиме реального времени.
Как самозанятому платить налоги и с каких доходов
Налог с профессионального дохода исчисляется так: к налогооблагаемой базе применяется налоговая ставка:
- 4% — если услуги, товары, работы реализуются населению;
- 6% — реализация юридическим лицам и ИП.
Налогооблагаемой базой признаются только суммы дохода, полученные от оказания предпринимательской деятельности. Не включают в расчет:
- зарплату;
- доход от продажи имущества;
- вознаграждения по договорам простого товарищества или доверительного управления имуществом;
- доход, полученный в натуральной форме;
- выплаты по отдельным видам деятельности (репетиторство, присмотр и уход, благоустройство территорий);
- иное из ч. 2 ст. 6 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Суммы возвратов тоже не должны учитываться при обложении налогом. Например, аванс, возвращенный покупателю, вычитают из налогооблагаемой базы.
Сумму налога к уплате определяет ФНС. Налогоплательщику необходимо передать сведения об операциях в инспекцию одним из доступных способов: через сервис «Мой налог», через банковскую организацию или через уполномоченного оператора.
Об авторе статьи
- Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы - более 15 лет.
Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Последние публикации автора
- 2024.03.19ДеньгиМатериальная помощь в связи со смертью родственника в 2024 году
- 2024.03.12ПенсияКак отказаться от пенсионных отчислений по закону? Ведь до пенсии доживут не все
- 2024.02.09МедицинаКак пенсионеру оформить инвалидность
- 2024.02.08Льготы. КомпенсацииМатериальная помощь малоимущим семьям: на что можно рассчитывать в 2024 году