Пенсия без прописки в России — это гарантированная законодательством выплата. Причем до марта 2019 года получить ее без постоянной регистрации было нельзя. Разберемся, что изменилось в законе и как правильно все оформить.
Чем временная регистрация отличается от постоянной
Прежде чем разобраться, как получить пенсию без прописки, определим, что сегодня входит в понятие прописки, какая она бывает и на что влияет. Законодательством отдельно выделено два термина: временная и постоянная регистрация – так в простонародье называют прописку. Эти понятия отличаются друг от друга.
Постоянная прописка характеризует место жительства гражданина. Это конкретный адрес (город, район, улица, дом и квартира), где проживает человек. Факт места жительства подтверждается документально: в паспорте ставится специальная отметка о регистрации. Данные о прописке в паспорт вносит только миграционный орган — соответствующее отделение МВД России.
Временная прописка указывает на место пребывания гражданина в определенный период времени:
- место учебы для иногороднего студента;
- место лечения для выздоравливающих;
- место стажировки, переквалификации, командировки для рабочих и служащих.
То есть она предназначена для тех граждан, которые не имеют права постоянно проживать в конкретном месте.
Оформить временную регистрацию требуется в течение семи дней с момента прибытия. Специальной отметки в паспорте не делают. Работники миграционного отдела МВД выдают соответствующее свидетельство.
Основные отличия временной и постоянной регистрации:
Вид прописки | Постоянная | Временная |
---|---|---|
Срок действия | Не имеет ограничений по срокам действия, то есть бессрочная регистрация. | Выдается на конкретный период времени. Например, на три месяца или полгода. |
Порядок прекращения | По собственному желанию гражданина либо в судебном порядке. | По окончанию срока действия. |
Документальное оформление | Ставится штамп в паспорте с отметкой об адресе места жительства. | Выдается свидетельство о временной регистрации унифицированного образца. |
Отношение к коммунальным платежам | Является основанием для начисления коммунальных платежей. Например, плата за мусор исчисляется исходя из количества прописанных жильцов. | Не влияет на расчет коммунальных платежей. |
Можно ли оформить пенсию по временной регистрации
Ранее закон о пенсионном обеспечении содержал обязательное требование для назначения выплат. Без постоянной прописки оформить государственные пособия не представлялось возможным. В ПФР требовалось подать копии паспорта с отметкой о постановке на учет по месту жительства. Но уже в марте 2019 года произошли масштабные изменения. В Информации ПФ РФ от 27.03.2019 чиновники ответили на актуальный вопрос: можно ли получать пенсию без прописки – оказалось, что можно.
Отныне для назначения социальных пенсий требуется на выбор:
- паспорт с отметкой о месте жительства;
- свидетельство о временной регистрации;
- справки из специализированных заведений;
- личное заявление.
Вот простой алгоритм, как оформить пенсию без прописки человеку, не имеющему постоянной и временной регистрации:
- Подать личное заявление в ПФР.
- Подтвердить факт проживания в России любыми документами, выданными медицинскими, образовательными, исправительными учреждениями и органами социального обслуживания.
Какие документы собрать
Перечень нужной документации зависит от того, какую пенсию планируете оформить в ПФР. Для получения социальных выплат по инвалидности потребуются документы, подтверждающие состояние здоровья. Для страховых выплат требуется подтвердить трудовой стаж и так далее.
Общий перечень документов для оформления таков:
- Паспорт гражданина России. Либо паспорт иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ и имеющего право на получение пенсионного обеспечения.
- Паспорт представителя, если оформлением занимается поверенное лицо. Также требуется приложить доверенность.
- СНИЛС или новая форма АДИ-РЕГ, содержащая номер индивидуального счета застрахованного лица в пенсионной системе.
- Документы, подтверждающие право на получение выплат от государства.
Для социальной пенсии | Для страховой пенсии |
---|---|
|
|
- Сведения о регистрации: отметка в паспорте, свидетельство о временной прописке, справки из специализированных учреждений или личное заявление гражданина.
Обратите внимание, что в каждом случае потребуется собрать индивидуальный пакет документов. Приведен лишь общий список бумаг. Специалисты ПФР вправе запросить дополнительные документы для подтверждения информации.
Процедура оформления пенсии по временной прописке
С марта 2019 года чиновниками однозначно определено, можно ли оформить пенсию без прописки – после информационного разъяснения Пенсионного фонда ответ однозначен: можно. Как правильно это сделать?
Шаг № 1. Обратитесь за консультацией в ПФР или МФЦ.
Возьмите с собой паспорт, СНИЛС и документы — основания для назначения пенсии. Придите в ближайшее отделение ПФР за консультацией. Работник ПФР ответит на интересующие вопросы:
- имеете ли вы право на получение пенсии;
- каких документов не хватает;
- в какое отделение обратиться;
- каков размер пенсии;
- срок обращения за выплатой;
- способ доставки и выплаты пособий.
Консультации дают не только в ПФР, но и в многофункциональном центре. В небольших населенных пунктах отделение Пенсионного фонда иногда и вовсе отсутствует, и тогда оформлением и назначением гособеспечения занимается МФЦ.
Личного посещения не требуется. Уточните информацию по телефону или через интернет: через личный кабинет на официальном сайте ПФР или на портале «Госуслуги».
Шаг № 2. Подготовьте документы.
Займитесь оформлением документации. Подготовьте необходимые копии, выписки и справки. При необходимости запросите дубликаты в специализированных организациях.
Перечень необходимых бумаг определяется в индивидуальном порядке. Поэтому так необходима первичная консультация в ПФР.
Шаг № 3. Составьте заявление.
Пенсионеру придется заполнить сразу две бумаги. Речь идет о заявлении на подтверждение фактического места пребывания граждан, если у заявителя отсутствует прописка. И второй бланк — заявление на назначение выплат.
Обе формы придется заполнить по месту обращения. Заранее составлять не обязательно. Причем их должны заполнить работники принимающих ведомств. Документ распечатывается и предоставляется гражданину для проверки и подписи.
Сроки оформления
Полученное заявление о назначении выплат работники ПФР будут рассматривать 10 рабочих дней. Этот срок установлен законом и не зависит от того, как оформить пенсию – без прописки или имея эту самую прописку. Если все документы в наличии, то будет принято решение о назначении пенсии. Если бумаг не хватает, то об этом отдельно сообщат заявителю.
На сбор и подготовку документов отводятся три месяца с момента вынесения соответствующего решения ПФР. Пенсию назначат с момента поступления заявления.
Следовательно, заявление о назначении пенсии гражданин вправе написать уже при первом посещении МФЦ или ПФР, а копии и оригиналы нужных бумаг предоставить позже.
Об авторе статьи
- Бухгалтер-эксперт, опыт практической работы - более 15 лет.
Автор статей в интернет-СМИ по бухгалтерии, налогам, кадровым вопросам.
Последние публикации автора
- 2024.03.19ДеньгиМатериальная помощь в связи со смертью родственника в 2024 году
- 2024.03.12ПенсияКак отказаться от пенсионных отчислений по закону? Ведь до пенсии доживут не все
- 2024.02.09МедицинаКак пенсионеру оформить инвалидность
- 2024.02.08Льготы. КомпенсацииМатериальная помощь малоимущим семьям: на что можно рассчитывать в 2024 году