X

Как зарегистрировать дачный дом по дачной амнистии? Подробная инструкция

Как зарегистрировать дачный домик по дачной амнистии в 2021 году: обратиться в Росреестр или МФЦ с пакетом документов (они разные для разных типов строений), при необходимости оплатить пошлину. Обращение рассматривают от 7 до 30 дней.

Что это за дачная амнистия

Суть дачной амнистии в том, что зарегистрировать право собственности на участок и строения на нем разрешается в специальном порядке. Это упрощенный порядок оформления прав граждан на недвижимость. В частности, от владельца не требуется иметь разрешение на ввод в эксплуатацию ранее построенного жилого дома, гаража или бани. Это условное и лаконичное наименование, принятое для обозначения упрощенного порядка оформления прав собственности граждан на определенную недвижимость. Она должна была завершиться 01.03.2018 в части оформления жилых строений. Но правительство ее сделало бессрочной. Если вы не успели, не переживайте.

ВАЖНО!
Оформить дом на земельном участке для ИЖС, ЛПХ или садоводства без уведомления о строительстве можно до 01.03.2026.

Рассмотрим вопрос о работе дачной амнистии на примере. У гражданина под Санкт-Петербургом имеется небольшой дачный участок с маленьким домом и гаражом. Эта собственность переходила из поколения в поколение как фамильное наследство. Никто уже и не помнит, оформлял ли кто в собственность эту землю. И кому он принадлежит вообще.

По закону, гражданин обязан выяснить первоначального владельца. Затем установить родственные связи с ним, доказать права на дачный дом и землю. А если домик построили позже, то потребуется разрешение на строительство. А потом и разрешение на ввод в эксплуатацию этого дачного строения. Потребуются услуги инженера, чтобы обмерить и оформить план.

По действующим нормам, требуется собрать колоссальный объем бумаг. И доказывать собственные права пришлось бы через суд. Пришлось бы нанимать юриста, а это долго, дорого и сложно.

Чтобы упростить процедуру оформления, и была введена дачная амнистия. Собственнику достаточно оформить специальную декларацию и подать ее для регистрации в соответствующие органы. Никаких разрешений на строительство, подтверждение проживания или ввод в эксплуатацию не нужно.

Но все ли так быстро и просто? Разберемся в тонкостях.

Срок действия дачной амнистии

Единого срока действия закона о дачной амнистии не установлено. А это значит, что упрощенная процедура оформления объектов дачного хозяйства в частную собственность имеет бессрочный характер. Но уже с 2018 года действуют поправки, которые внесли существенные ограничения в процедуру. В 2019 году изменений стало больше.

С 04.08.2018 граждане обязаны уведомлять орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство. Уведомить необходимо о строительстве жилых и садовых домов. Но уже с 01.03.2019 правило коснулось и строительства жилых домов, расположенных на садовых земельных участках.

Если скрыть строительство и не уведомить уполномоченный орган о строительстве, то постройку признают незаконной. А объекты недвижимости, возведенные самовольно, подлежат сносу (п. 1 ст. 222 ГК России; ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ; ч. 7 ст. 16, ст. 17 закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ; ч. 7, 9 ст. 54 закона № 217-ФЗ).

На что распространяется дачная амнистия

В число объектов, на которые распространяется амнистия, входят земельные участки, выделенные для индивидуального жилищного строительства, ведения приусадебного хозяйства, строения, расположенные на них, — жилые дома, хозяйственные постройки, гаражи.

Процедура, установленная законом № 93-ФЗ от 30.06.2006, поможет в упрощенном порядке оформить права на землю и садовые домики — дачи, коттеджи.

Обозначим единый перечень объектов дачной амнистии:

  1. Земли, предоставленные гражданам для ведения личных подсобных, садовых, огороднических хозяйств.
  2. Дачные земельные участки.
  3. Земли, предназначенные под индивидуальное гаражное или жилищное строительство.
  4. Объекты недвижимости, для строительства и(или) реконструкции которых не требуются специальные разрешения. Речь идет о разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию. К ним относят:
  • жилые дома — объекты индивидуального жилищного строительства;
  • гаражи, расположенные на участках предоставленных гражданам, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • жилые дома, гаражи, бани, сараи и иные хозяйственные постройки, расположенные на садовых земельных участках.

Вот что такое дачная амнистия; как оформить дом в садоводстве по шагам? Разберемся дальше.

Как зарегистрировать в упрощенном порядке земельный участок

Регистрация земли имеет ряд существенных отличий. Во-первых, это ограничение по срокам. Получить привилегию в виде упрощенной процедуры оформления способны не все собственники. Разрешение предусмотрено только в отношении лиц, в пользование которых земли были переданы до 30.10.2001.

Для регистрации требуется обратиться в территориальное отделение Росреестра либо в многофункциональный центр по месту жительства гражданина. Для обращения придется заполнить специальное заявление.

Бланк

Помимо заявления, придется подтвердить и оформить свое право на земельный участок. Для этого потребуется любой документ, в котором прописаны права заявителя. Легко подать с заявлением акт или решение органа местного самоуправления о предоставлении участка физлицу. Если правоустанавливающего документа нет, то его стоит заменить выпиской из похозяйственной книги. Запросить справку-выписку проще всего в администрации местного самоуправления по месту нахождения земли. Дополнительных бумаг не требуется.

Материалы по теме

Право собственности зарегистрируют на заявителя. Причем нет разницы, на каких основаниях участок передан в пользование гражданину. Если в правоустанавливающей документации не указан вид владения (бессрочное пользование, пожизненное наследование, иное) либо установить его невозможно, то собственность все равно зарегистрируют.

Госпошлина за регистрацию — 350 рублей.

Как зарегистрировать жилой дом

Строительство жилых объектов и садовых домов осуществляется только по разрешению уполномоченных органов власти. Чтобы получить разрешение, подготовьте:

  1. Уведомление о строительстве по унифицированной форме (Приложение № 1 Приказа Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр).
  2. Выписку из ЕГРН о праве собственности на землю, где осуществляется строительство. Либо иной правоустанавливающий документ, если собственность на землю еще не зарегистрировано.
  3. Если документы подает доверенное лицо, то необходимо приложить доверенность либо иной правоустанавливающий документ.
  4. Текстовое описание объекта и графическое изображение. Необходимо, если постройка расположена в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая использования типового архитектурного решения.

Готовый пакет документов подайте на рассмотрение в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (территориальный орган Минстроя РФ). Срок рассмотрения обращения — 7 рабочих дней. В результате вы получите ответное уведомление о соответствии либо несоответствии жилого объекта.

Уведомление о соответствии дает разрешение на строительство жилого дома, но только по указанным параметрам. Разрешение действует в течение 10 лет. При получении уведомления о несоответствии придется учесть недочеты. После приведения документации в норму придется обратиться повторно.

ВАЖНО!
Кадастровый учет и регистрация права собственности на постройку производится по заявлению уполномоченного органа! Для этого необходимо уведомить уполномоченные органы в течение 1 месяца с момента завершения строительства. Подайте соответствующее уведомление об окончании строительства (Приложение № 5 Приказа Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр ) и дополнительные документы: технический план, соглашение об определении долей объекта, находящегося в долевой собственности.

За регистрацию придется заплатить государственную пошлину — 2000 рублей.

Как зарегистрировать дачный домик или гараж

Для регистрации гаража, хозяйственных построек и объектов незавершенного строительства предусмотрен особый алгоритм. Подготовьте документы для обращения в регистрационные органы:

  1. Заполните заявление (бланк легко скачать под текстом статьи).
  2. Подготовьте правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором находится объект, подлежащий регистрации: выписку из ЕГРН, если земля уже зарегистрирована, либо иной документ, если права еще не узаконены.
  3. Технический план объекта недвижимости. План необходимо предоставить в электронном виде и подписать усиленной квалифицированной подписью (электронной). Либо предоставить номер электронного технического плана, размещенного в специальном хранилище Росреестра.

Сведения в техническом плане регистрируемого объекта недвижимости указываются на основании декларации, составленной и заверенной собственником объекта недвижимого имущества (ч. 11 ст. 24 закона № 218-ФЗ).

Процедура оформления права собственности по амнистии

Чтобы зарегистрировать дом в садоводстве, необходимо предоставить в регистрирующий орган определенный пакет документов. Сроки действия этой амнистии (именно на участки земли) пока не ограничены.

Чтобы оформить землю, придется предоставить в Росреестр (напрямую или через МФЦ) заявление на государственную регистрацию прав и какой-нибудь документ, который подтверждает право человека на этот земельный участок: акт о предоставлении его гражданину или свидетельство органа государственной власти о праве гражданина на участок. Подойдет и выписка из похозяйственной книги органа местного самоуправления.

Аналогично проводится регистрация дома по дачной амнистии в 2021 году – тоже через Росреестр.

Обращаются еще и в многофункциональные центры, которые сейчас есть практически в каждом городе. Регистрация через МФЦ удобнее, чем напрямую через Росреестр. Узнать график работы проще по телефону.

Какие документы понадобятся

Предоставляются следующие бумаги:

  • паспорт гражданина;
  • декларация об объекте недвижимости, заполняемая заявителем, и объявление данных о домике (наименование и дата возведения, этажность, материал, площадь);
  • технический план, заполненный сертифицированными специалистами (данный новый пункт введен как раз в январе);
  • правоустанавливающий документ на земельный участок (свидетельство о праве собственности);
  • кадастровый план (предоставляется Кадастровой палатой);
  • кадастровый паспорт домика (выдается там же);
  • документальное подтверждение уплаты установленного сбора: госпошлины в размере 350 рублей (обычно в отделениях регоргана есть банки для оплаты на месте);
  • адресная справка (постановление о присвоении адреса), выдается муниципальными органами.

Срок оформления домика по амнистии

Документы рассматриваются 30 дней, после этого происходит регистрация дома, выдается выписка из реестра недвижимости, подтверждающая право заявителя на объект.

Декларация об объекте недвижимого имущества

Декларация — обязательный документ при регистрации по дачной амнистии. Ее придется составить самостоятельно. Причем сразу в двух экземплярах.

Что указать в декларации:

Кадастровый номер участка, на котором расположено строение Возможно, для регистрации потребуется сначала получить кадастровый паспорт на землю. Указать кадастровый номер легко онлайн на официальном сайте Росреестра. Используйте поиск по адресу.
Адрес, по которому он зарегистрирован Указывается фактический адрес в соответствии с правоустанавливающим документом.
Вид постройки Вписывается конкретный вид постройки: гараж, дачный дом, жилой дом или иное здание. Дополнительно придется указать материалы, из которых данное строение было возведено.
Сведения о правообладателе данного объекта недвижимости Это информация о собственнике участка. Если право еще не оформлено, как полагается, то вписывается пользователь участка.
Общая площадь данного строения и год, в котором данная постройка была возведена Указываем сведения в соответствии с правоустанавливающими бумагами.
Наличие или отсутствие коммуникаций Если есть коммуникационные и технические сети, то необходимо обозначить подключение к ним.

Заполните декларацию отдельно на каждый регистрируемый объект. Если одновременно регистрируете дом и гараж, то придется заполнить по два экземпляра на каждый объект недвижимости.

Об авторе статьи

Порфирий Жучков
Представлюсь: Жучков, Порфирий Прохорович.
Букашка меня документообормотом называет. А все почему? Потому что я свои права знаю и отстаивать готов.
Материалы по теме