Справка по форме 9 — это документ, который подтверждает, что человек зарегистрирован по месту жительства. Одновременно в ней указывают всех людей, проживающих с ним в одном жилом помещении. На практике она широко известна как выписка о составе семьи или справка с места жительства. Рассказываем, в каких ситуациях она требуется и как ее получить.
В каких случаях требуют форму 9
Каждый гражданин РФ обязан зарегистрироваться в том месте, где он постоянно или временно проживает. Чтобы в дальнейшем подтвердить регистрацию в разных жизненных ситуациях, требуется получение формы 9 с места жительства. Ее выдача регулируется законом РФ № 5242-1 от 25.06.1993 и Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995.
По закону, документ о регистрации включает основные сведения о тех, кто владеет и живет в конкретном помещении на текущий момент. Его вправе получить собственники жилплощади, постоянно и временно зарегистрированные жильцы, родители или опекуны ребенка, проживающего по конкретному адресу, представители МВД, судебных инстанций и иных госорганов по официальному запросу, адвокаты.
Есть много жизненных историй, когда требуют такую выписку о составе семьи. Вот только некоторые случаи:
- оформление детских пособий;
- получение субсидий на оплату услуг ЖКХ;
- оформление сертификатов на компенсацию части стоимости путевки в детские лагеря и санатории;
- продажа, покупка, дарение недвижимости;
- получение компенсаций для оплаты детского сада;
- оформление документов для использования средств маткапитала;
- взыскание алиментов;
- постановка на воинский учет;
- получение кредита и др.
Есть еще одна версия этого документа — архивная справка по форме 9. В нее дополнительно включают сведения обо всех, кто ранее владел и проживал в объекте недвижимости со дня сдачи его в эксплуатацию до сегодняшнего дня (с отметкой о дате прописки и снятия с учета). Выдают архивную выписку в основном при решении конфликтных ситуаций, например, при оформлении наследства, имущественных спорах, при приватизации.
Ее берут и при купле-продаже недвижимости, чтобы убедиться, что в квартире нет временно выписанных жильцов, которые впоследствии вправе претендовать на это жилье. Иногда архивная справка по форме 9 требуется тем, кто обращается за оформлением вида на жительства или гражданства других государств.
Где ее получить
Сведения для документа берут из регистрационной карточки. Логично, что нужно для получения справки по форме 9 обратиться в паспортный стол, где человека регистрировали по месту жительства (сейчас это отделения Главного управления по вопросам миграции МВД). Но это не единственный способ. Получить справку гражданин вправе еще в нескольких учреждениях:
- в организациях, обслуживающих помещение, — управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы;
- районной администрации (если объект неприватизированный или ведомственный);
- многофункциональных центрах «Мои документы»;
- архиве вашего района.
Проще всего обратиться в МФЦ или жилищную контору. Первый вариант привлекает доступностью и удобством из-за размещения подразделений МФЦ в разных частях города. Второй — оперативностью выдачи выписки.
В выписке о составе семьи перечисляют основные сведения: Ф.И.О., даты рождения, вид и даты регистрации зарегистрированных (перечисляют каждого с указанием родственных отношений); адрес и характеристику объекта жилой недвижимости (количество комнат, метраж общей и жилой площади).
Вот как она выглядит:
Проследите, чтобы на справке о регистрации обязательно стояла печать ведомства, выдавшего ее, и подпись ответственного сотрудника.
Можно ли получить форму 9 через сайт Госуслуги
В отдельных регионах есть еще одна возможность — оформить справку по форме 9 онлайн через единый портал Госуслуги. Но для этого потребуется подтвержденная учетная запись, позволяющая получить доступ ко всему спектру услуг. Проще всего найти эту услугу через личный кабинет на сайте МФЦ.
Вот пошаговая инструкция, что нужно для получения формы 9 на Госуслугах.
Шаг 1. Зайдите на портал Госуслуги и найдите услугу, проще всего через поисковую строку.
Шаг 2. В открывшемся окне «Предоставление адресно-справочной информации» нажать на «Получить услугу».
Шаг 3. В появившемся сервисе выберите ваше местоположение.
Шаг 4. Выбираем отделение ГУ МВД для получения данной услуги.
Шаг 5. Выберите вариант получения услуги «В отношении себя» и нажмите «Далее».
Шаг 6. Система сформирует автоматически персональные сведения, которые зарегистрированы на сайте Госуслуг. Затем выбрать пункт о запрашиваемых сведениях — «Регистрация по месту жительства» и указать причину запроса информации.
Шаг 7. Откроется сформированное заявление, которое одним кликом отправьте в ведомство.
Если необходим бумажный вариант, придется прийти лично в ГУ МВД в паспортное подразделение.
Какие документы подготовить для получения
Если гражданин решил оформить ее через МФЦ, то там предусмотрен четкий список, какие документы нужны для получения формы 9:
- заявление, заполненное на бланке, который предоставят на месте;
- паспорт (для снятия копии);
- свидетельство о собственности на жилье (или договор найма, если это муниципальное жилье);
- домовая книга (если частный дом);
- доверенность, если вместо хозяина жилья приходит представитель.
Если гражданин обращается в УК, то часто требуется только паспорт. Иногда просят заполнить заявление, но чаще всего ограничиваются устным запросом. Поскольку все сведения есть в специальной компьютерной базе данных, то выдача документа не займет много времени.
Сроки и стоимость
Если человек обращается в УК, ТСЖ или ГУ МВД, то если есть все документы, время выдачи справки по форме 9 не займет более 15-20 минут. При самой сложной ситуации — пару часов. В МФЦ процесс выдачи аналогично не занимает много времени. Иногда немного дольше, чем в УК, но точно вы получите требуемый документ не позже, чем в день обращения.
При обращении онлайн через Госуслуги время ожидания продлится, иногда до 10 суток. Зависит от скорости обработки заявления ведомством.
Архивные выписки оформляют больше времени, чем обычную форму 9, — около 2-3 дней.
Что касается оплаты за выдачу, то на этот вид выписки госпошлин закон не установил. Если человек обращается через специализированные компании-посредники, то они устанавливают собственные цены — от 1000 до 3000 рублей. Обычно граждане обращаются в такие фирмы, если находятся за пределами России, или из-за излишней занятости.
При подготовке статьи использованы документы
Об авторе статьи
Последние публикации автора
- 2024.02.16Рабочий процессБудет ли сокращенным рабочий день 22 февраля 2024 года
- 2024.01.22ДетиОформляем документы для новорожденного ребенка: гайд для начинающих родителей
- 2023.10.27Льготы. КомпенсацииКак стать ветераном труда по стажу и без наград
- 2023.10.15Военная службаГде и как получить справку о мобилизованном отце ребенка