Справка об отсутствии недвижимости в собственности — это документ, который подтверждает, что у человека нет законно оформленной квартиры, дома, коттеджа или комнаты. Такую бумагу получают в Росреестре или в отделе МФЦ.
Справка о наличии/отсутствии недвижимости в собственности: что это такое и когда она нужна
Если человек покупает жилье (получает по наследству или в дар) и оформляет сделку по всем правилам российского законодательства, то информация об этой сделке хранится в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Фактически справка о наличии или отсутствии недвижимого имущества — это выписка из ЕГРН, в которой указаны информация о недвижимости и право собственности человека на нее.
Такой документ выдают в бумажном или электронном виде. На заполненном бланке ставится дата выдачи, номер документа.
Если недвижимости у человека нет, в ключевых разделах бланка вы увидите прочерки и фразы «Данные отсутствуют».
Так выглядит бумажный вариант выписки из ЕГРН, если у человека есть в собственности жилье:
В каких случаях понадобится справка об отсутствии жилья в собственности у человека:
- если он планирует встать в очередь на получение бесплатного жилья;
- при оформлении ипотеки, получении кредитов, займов;
- при участии в льготных программах поддержки малоимущего населения;
- при приватизации недвижимости;
- в спорах по долговым обязательствам;
- в судебных разбирательствах по разделу имущества.
Где ее выдают
Информация о недвижимости россиян хранится в едином государственном реестре недвижимости — ЕГРН. Есть два места, где взять справку об отсутствии недвижимости получится без проблем:
- Росреестр (выписку заказывают онлайн на сайте ведомства);
- МФЦ (сотрудники МФЦ выступают посредниками, запрашивая информацию в Росреестре).
Информация о возможности получить документ с помощью портала «Госуслуги» неверна. Таким способом заказать этот документ не получится.
До 1998 года бумаги о наличии жилья получали в БТИ (бюро технической инвентаризации). Обращаться в эту организацию и искать, где получить справку БТИ об отсутствии собственности, теперь не имеет смысла: с 1998 года и до настоящего момента информацию о сделках с недвижимостью регистрируют в Росреестре.
Какие документы понадобятся
Если вы оформляете выписку на себя, понадобится только основной комплект документов. Если оформляете на другого человека, приготовьте доверенность, заверенную нотариально.
Основные документы для получения услуги:
- паспорт;
- квитанция об уплате госпошлины;
- заполненное заявление на предоставление услуги (если оформляете через МФЦ).
Дополнительные документы:
- свидетельство о браке (если проверяют совместную собственность супругов);
- если меняли фамилию, имя или отчество, представьте документы, подтверждающие их смену.
Как получить в МФЦ
Получать выписку в МФЦ удобно, если в вашем населенном пункте нет филиала Росреестра.
Как выдается справка об отсутствии недвижимости в МФЦ, последовательность действий:
- Подготовьте документы.
- Запишитесь на прием заранее или придите и возьмите талон электронной очереди.
- Когда подойдет ваша очередь, передайте сотруднику МФЦ документы и заполните бланк заявления на услугу.
- Сотрудник МФЦ проверит и примет документы, выдаст вам расписку о том, что бумаги от вас получены. На расписке укажут дату, когда вы сможете забрать выписку.
- В заявленную дату и время заберите выписку.
Как получить в Росреестре онлайн — пошаговая инструкция
Получить сведения из Росреестра удобно на официальном портале ведомства, перейдя на страницу с формой запроса сведений из ЕГРН. Запрос такого типа выполнят, только если у вас есть подтвержденная электронная подпись.
Шаг 1. Перейдите на страницу запроса сведений из ЕГРН, справка об отсутствии имущества у физического лица выдается после заполнения электронной формы. В разделе «Детали запроса» отметьте конкретную область или поставьте галочку в пункте «По всей территории РФ».
Укажите конкретный тип недвижимости или отметьте пункт «Всех типов». Укажите, за какой период выдать справку (поставьте галочку в пункте «На дату» и отметьте даты).
Укажите сведения: Ф. И. О., дату рождения, СНИЛС.
После этого отметьте, в каком виде предоставить сведения. Если выбран электронный вид, введите адрес электронной почты.
Если требуется документ в бумажном виде, выберите в выпадающем списке «В виде» вариант «Бумажного документа почтовым отправлением». Нажмите на кнопку «Перейти к сведениям о заявителе».
Шаг 2. Заполните сведения о заявителе или представителе заявителя. Если подаете запрос от своего имени, повторно введите данные, которые указали на предыдущем этапе. Поставьте галочку «Я согласен на передачу персональных данных в Росреестр». После этого нажмите на кнопку «Перейти к прилагаемым к запросу документам».
Шаг 3. На этом шаге форму заполняют те, кто получает выписку по доверенности. Если оформляете ее от своего имени, пропустите этот шаг, нажав на кнопку «Перейти к проверке данных».
Если справка об отсутствии в собственности жилых помещений оформляется по доверенности, нажмите на кнопку «Добавить». Откроется форма, в которой необходимо указать вид документа, его название, серию, номер, дату выдачи. Загрузите файл отсканированной доверенности в формате tiff, jpg, gif или pdf и файл электронной цифровой подписи в формате sig. После этого нажмите на кнопку «Сохранить», вернитесь к шагу 3 формы и нажмите на кнопку «Перейти к проверке данных».
Шаг 4. На этом шаге проверяют данные, введенные в форму, детали запроса, информацию о документе.
Проверяют информацию о правообладателе и заявителе. Если требуются изменения, нажмите на кнопку «Изменить приложенные документы». Если все заполнили правильно, нажмите на кнопку «Подписать и отправить запрос».
Чтобы подписать запрос, необходимо, чтобы у вас на компьютере были установлены программы, использующие цифровую подпись: Microsoft CAPICOM или Крипто ЭЦП Browser plugin.
Стоимость услуги, сроки изготовления и действия справки
У справки нет официального срока давности, но для достоверности сведений вас попросят предоставить свежие данные, полученные не позднее 2–4 недель назад.
Как быстро готовится выписка об отсутствии недвижимости у гражданина:
- максимальный срок изготовления — 30 дней;
- быстрее всего выдают электронную версию при использовании портала Росреестра (https://rosreestr.ru/), на это уходит от суток до нескольких дней;
- в МФЦ делают дольше, потому что затрачивается время на дополнительную передачу данных сотрудниками МФЦ в Росреестр).
Стоимость услуги зависит от таких факторов:
- в каком виде заказали выписку — бумажном или электронном;
- на какой территории проверяют информацию — в одном или нескольких субъектах РФ.
Стоимость выписки, которая подтверждает отсутствие жилья в собственности для гражданина — физического лица:
Бумажный вариант | Электронный вариант | |
---|---|---|
1 субъект РФ | 750 рублей | 470 рублей |
От 2 до 28 субъектов РФ | 1450 рублей | 580 рублей |
От 29 до 56 субъектов РФ | 1790 рублей | 760 рублей |
От 57 и более субъектов РФ | 2080 рублей | 870 рублей |
Могут ли отказать и по каким причинам
Есть ситуации, когда вам могут отказать в получении услуги. В этом случае ответ направляют в письменном виде, указав причину отказа.
В предоставлении информации вам вправе отказать, если:
- вы неправильно указали личные данные;
- у вас нет полномочий получать такие сведения (вы не доверенное лицо).
Вам откажут в услуге, если вы обратились не по адресу, например в БТИ. Не стоит узнавать стоимость справки из БТИ об отсутствии собственности, потому что в этой организации есть данные лишь за период до 1998 года. В БТИ вам не смогут предоставить эту информацию ни платно, ни бесплатно и направят в Росреестр.
Об авторе статьи
- Ценю своё время и нервы. Поэтому изучаю способы беречь их в любых ситуациях. Лучшими находками делюсь с вами.
Последние публикации автора
- 2024.01.22Военная службаКак продлить разрешение на оружие через «Госуслуги»: пошаговая инструкция
- 2024.01.17Льготы. КомпенсацииКак подать заявление на пособие по безработице через интернет
- 2022.09.15Судебные искиКак и куда написать заявление о клевете
- 2022.04.21ПутешествияТребования к багажу при авиаперелете