Есть 2 способа, как вернуть деньги за подарочную карту из магазина:
- Написать претензию продавцу (образец в статье).
- Обратиться в Роспотребнадзор с жалобой.
Все мы любим подарки, но когда самим их надо делать, часто предпочитаем отделаться сертификатами на какую-то сумму. Это удобный способ подарить деньги, но так, чтобы человек не обиделся, а при необходимости мог добавить некоторую сумму и купить то, что действительно нужно. Но как быть, если в магазине ничего не подошло? Не пропадать же подарку! Для вас небольшая инструкция, как вернуть деньги за подарочную карту или сертификат.
Подарочная карта и подарочный сертификат — в чем разница
Подарочный сертификат — это то же самое, что и подарочная карта, хотя между ними есть отличия, в том числе в правилах использования:
- В магазинах часто сертификаты делают анонимными, и их разрешается передавать и дарить третьим лицам, а номинал обычно указан на самом пластике.
- Карты в основном делают именными, и пользуются ими только сами владельцы. Они бывают пополняемыми, с предоставлением дополнительных скидок и бонусов.
Впрочем, единых правил не существует, а вопросы оборота таких платежных инструментов оговаривают эмитенты (компании, которые выпустили карту или сертификат). Все потому, что в России до сих пор не принят ни закон о подарочных картах, ни какой-либо другой документ, регламентирующий эту сферу.
В каких случаях возможен возврат денег
Законодательством не урегулированы правила пользования подарочными платежными инструментами, и многие покупатели и продавцы не знают, можно ли вернуть деньги за подарочную карту, и если можно, то при каких условиях.
В Роспотребнадзоре, ссылаясь на судебную практику, считают, что подарочный сертификат приравнивается к договору купли-продажи: магазин берет аванс за предстоящую покупку, а саму покупку покупатель делает позже, предъявив тот самый сертификат. И для защитников интересов потребителей вопрос, можно ли подарочную карту обменять на деньги, не стоИт — они рекомендуют обращаться к продавцам за возвратом денег в следующих ситуациях:
- продавец отказывается принимать сертификат в счет оплаты товара (ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей, ст. 487 ГК РФ);
- он нарушил условия использования карты (статьи 10, 12, 16, 23.1, 28, 29 Закона о защите прав потребителей, ст. 487 ГК РФ);
- срок действия сертификата закончился (ст. 1102 ГК РФ);
- продавец выдал некачественный товар (ст. 18 Закона о защите прав потребителей);
- покупатель ничего не смог подобрать либо хочет обменять (вернуть) купленный ранее по сертификату товар (ст. 25 Закона о защите прав потребителей);
- покупатель приобрел товар на меньшую сумму, чем номинал сертификата (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).
В Роспотребнадзоре отмечают, что некоторые организации заранее предупреждают покупателей, можно ли сдать подарочную карту и вернуть деньги или нельзя. Если внутренними правилами компании такая возможность не предусмотрена, права потребителей ущемляются, о чем следует сообщить в контролирующие органы. В таком случае организации грозит административная ответственность по ст. 14.8 КоАП РФ, и ей придется заплатить штраф минимум 10 000 рублей.
Чтобы вернуть деньги, покупателю надо написать письменную претензию на возврат денег. Пример такого заявления в ситуации, когда покупатель не смог подобрать подходящий товар (название и адрес продавца вымышленные):
Рекомендуем придерживаться образца при любых основаниях для обмена карты на деньги, поскольку шаблон содержит всю необходимую информацию, требуемую при досудебном урегулировании спора:
- сведения о покупателе и продавце;
- причины требования возврата денег;
- правовое обоснование ущемления прав потребителя;
- банковские реквизиты для возврата денежных средств.
Заявление составляют в 2 экземплярах: один остается покупателю, один — продавцу. К документу для продавца приложите копию чека, копию самого сертификата (с обеих сторон). Если покупка оплачена безналичным платежом, приложите копию чека о списании средств. Если вы хотите вернуть деньги за некачественный товар, купленный за счет сертификата, обязательно приложите фото самого товара с указанием на дефекты и чек, выданный при его покупке.
Подать претензию допускается по почте заказным письмом обязательно с описью вложения и уведомлением о вручении. Если вы хотите отдать заявление лично, получите от сотрудника компании документ, подтверждающий, что организация приняла вашу жалобу.
Если сотрудник магазина отказывается принять претензию, это объяснимо — он работник, а не начальник. В таком случае на своем экземпляре надо написать, что сотрудник магазина отказался принять жалобу, уточнить (по возможности) Ф.И.О. продавца, время обращения. Отлично, если эту информацию вы снимете на камеру или ее сможет подтвердить свидетель — как посторонний человек, так и близкий родственник или знакомый покупателя. Единственное — ему придется указать паспортные данные на экземпляре, который остается у покупателя.
Сроки возврата денег
Законом оговорен срок в 10 дней на то, чтобы продавец отреагировал на жалобу потребителя и вернул деньги. По истечении этого срока вы вправе обращаться в суд.
Если отказываются возвращать деньги
Если в досудебном порядке не удается отстоять свои права, потребитель вправе подать жалобу в суд, и уже судьи будут разбираться, можно ли вернуть подарочную карту в магазин, а одновременно с этим недовольный истец вправе потребовать:
- компенсацию морального вреда;
- штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке (ст. 13 Закона о защите прав потребителей);
- возмещение судебных расходов.
Рассмотрение дела в суде занимает до нескольких месяцев. Но если сумма крупная, а компания отказывается выполнять обязанности, то почему бы и не посудиться.
Об авторе статьи
- Журналист, почти 10 лет работала в крупных общественно-политических и деловых печатных изданиях г. Кишинева.