Для всех родителей их дети — главная забота и тревога. И «вам потребуется коррекционная школа 8 вида» — последнее, что мамы и папы хотели бы услышать. Но жизнь не всегда спрашивает нашего согласия на собственные изгибы и перипетии, в отличие от отдела образования и психолого-медико-педагогической комиссии, где спецшколу для особенного ребенка вправе только предложить.
Чем коррекционные школы отличаются от обычных
Тем, что там обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. По Конституции и по закону «Об образовании в РФ», они имеют право на такой же доступ к знаниям, как и все остальные.
Пункты 1-4 статьи 79 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»:
«Отдельные организации» из пункта 4 и есть коррекционные школы (КШ). Отличий таких образовательных учреждений от обычных несколько, и касаются они как организации учебного процесса вообще, так и особенностей методик, которые в них применяются в зависимости от заболевания или состояния ребенка.
Из общего:
- небольшие классы, максимум 12-15 человек; в то время как в обычных СОШ уже никого не удивить 30. Такая наполняемость дает возможность педагогам заниматься с учениками индивидуально;
- все работники таких образовательных учреждений проходят специальную подготовку, как общепедагогическую, так и узко методическую. Ясно, что коррекционная школа для умственно отсталых детей имеет свою специфику преподавания, воспитательной работы и т. д., а для глухих или слабовидящих — свою;
- учебные планы и программы адаптированы под учеников с конкретным недугом;
- сами учреждения имеют специальное оборудование, оснащение, методические и учебные пособия и т. д.;
- по окончании выдаются документы государственного образца;
- образовательные и воспитательные программы всех КШ направлены не только на получение учениками знаний, но и на их максимальную социализацию. Для этого тоже применяются специальные методики и индивидуальный подход.
Какие есть виды коррекционных школ
Их восемь:
- 1 и 2 — для глухих и слабослышащих;
- 3 и 4 — для слепых и слабовидящих;
- 5 — для учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
- 6 — с опорно-двигательными нарушениями;
- 7 — с задержкой психического развития и аутизмом;
- 8 — с нарушениями интеллекта.
Особенности обучения в коррекционных школах разных видов
Разберем подробнее, что такое коррекционная школа каждого из восьми видов, в чем особенности учебного процесса, его содержания, организации и т. д.
1 и 2 — для глухих и слабослышащих
В КШ 1-го вида учатся ребята, которые не слышат совсем. Классы там не больше 5-6 человек, обучение происходит с использованием языка жестов, мимики, зрительных образов.
Учеников с частичной потерей слуха (школы 2-го вида) обычно делят на подгруппы в зависимости от тяжести патологии. Это связано с тем, что снижение слуха напрямую сказывается на развитии речи, и методики работы с учениками, звукоусиливающая аппаратура, содержание индивидуальных занятий разные при легких нарушениях и при тяжелых.
3 и 4 — для слепых и слабовидящих
КШ 3 вида принимают у себя слепых и слабовидящих детей. Обучение ведется с использованием системы Брайля (рельефного алфавита для «чтения пальцами»).
В КШ-4, кроме слабовидящих, учатся ребята с другими нарушениями зрения — косоглазием, амблиопией (неоптическим расстройством зрения, которое не корректируется с помощью очков) и т. д.
Что такое школа 5 вида для учащихся с проблемами речи
Обычно в таких коррекционных школах два отделения. В первом — ученики с алалией (отсутствием речи при сохранном слухе и интеллекте), афазией (неспособностью связно общаться с помощью слов) и дизартрией (нарушенной артикуляцией). Во втором — с тяжелой формой заикания.
Так как здесь учатся ребята с сохранным интеллектом, то и программы обычные, но с каждым учеником работает логопед. И в зависимости от успехов логопедических занятий, они со временем могут перейти в обычную школу.
КШ-6 для детей с опорно-двигательными нарушениями
В таких школах программа обучения зависит от того, есть ли нарушения психики и интеллекта. Если нет, то все особенности организации школьной жизни сводятся к «безопасной, безбарьерной доступной среде», дополнительным занятиям специальной лечебной физкультурой и т. д. В остальном — программа обычной СОШ.
Если проблемы со здоровьем комплексные, то обучение происходит по программам КШ-7 и КШ-8.
КШ-7 для детей с задержкой психического развития и аутизмом
Под «задержкой психического развития» специалисты обычно понимают эмоциональную неустойчивость, плохую память, сниженное внимание, гиперактивность и т. д. при сохранном интеллекте. Для такого ребенка школа 7 вида — это общеобразовательные, но адаптированные программы и сопровождение специалистов-психологов.
Проблемы возможны как длительные, так и краткосрочные, и зачастую, если учащемуся вовремя оказана квалифицированная профессиональная помощь, со временем он уйдет учиться в обычную СОШ.
КШ 8-го вида для детей с нарушениями интеллекта
Если в остальных коррекционных школах речь шла об освоении, в той или иной форме, обычной программы, то в КШ-8 в образовательных задачах выполняют программу-минимум для учеников с тяжелыми нарушениями познавательных процессов, памяти и т. д. Их учат необходимым навыкам в русском языке и математике, помогают освоить какую-то практическую профессию.
Если кратко объяснить, что такое 8 вид обучения в школе, то это в большей степени про социализацию, чем про учебу.
Кто принимает решение о переводе ребенка в коррекционную школу
Родители. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) только выносит рекомендацию. В каких случаях к заключению ПМПК необходимо прислушаться, а когда и проигнорировать?
Единого ответа нет. Мы все разные, и наши семьи, и наши дети. Взвесьте все максимально честно и объективно.
Доводы «за» и «против»
Около 10-15 лет назад в общественный и профессиональный педагогический обиход вошло понятие «инклюзивность». То есть идея о том, что ребята с ограниченными возможностями должны учиться вместе со всеми остальными, и это поможет им социализироваться, а тех самых «остальных» сделает добрее. А если учащийся «не тянет» в классе, то всегда есть индивидуальное и домашнее обучение.
Выведем за скобки предположение, что таким способом пытались «оптимизировать» коррекционные образовательные учреждения, и поверим, что «инклюзивность» придумали во благо. Как любая прекрасная романтическая идея, эта хороша ровно до тех пор, пока не качнется в крайность. Когда инклюзивное образование не помогает особенному ребенку, а наоборот, тормозит его развитие и получение знаний по самым прозаическим причинам: в обычной СОШ нет ни необходимого оборудования, ни пособий, ни специалистов, которые владеют узконаправленными методиками обучения. А дополнительно заниматься индивидуально в рамках класса у учителя возможности нет. Средняя школа — она потому и средняя, что рассчитана на среднего ученика.
Уйти в обычной школе на индивидуальное или домашнее обучение? Вариант, но опять же, только если есть учителя, которые умеют профессионально работать с «особенными» воспитанниками. Но если честно, в большинстве школ педагогические силы и средства на «индивидуальников» и «домашников» тратятся по остаточному принципу. Даже на тех, у кого проблемы со здоровьем нетяжелые или временные. Да, оценки, скорее всего, «нарисуют», но какой смысл в такой учебе? И из классного коллектива эти ребята практически выключены.
В результате ребенок отстает от сверстников даже в том, в чем способен не отставать. И социализация получится спорная, а на индивидуальном или домашнем обучении вовсе никакой. А это для «особенных детей» самое страшное.
Но случаются и обратные ситуации, когда способного и умного ребенка, но (например) со слабым зрением или психологическими проблемами ПМПК старательно засовывает в КШ, хотя все сложности вполне решаемы и в обычном классе. Так что каждая история индивидуальна.
Кроме того, многое зависит и от родителей, и от самого ребенка. Никакой «кембридж» не в состоянии вырастить успешного человека из равнодушного лентяя, которого все вокруг только балуют и жалеют. А не хватающие звезд с неба, но упорные, трудолюбивые и адекватно оценивающие собственные возможности ребята быстрее находят место в жизни.