Авиакомпенсация — это возмещение стоимости купленных заранее авиабилетов, которыми не удалось воспользоваться из-за отмены или задержки рейсов. Авиакомпании предлагают различные варианты — возвращают деньги, обменивают билеты, зачисляют средства на счет в личном кабинете или выдают сертификаты для будущей покупки билетов в той же компании.
В каких случаях положена компенсация за отмену или задержку рейса
Условия получения возмещения зависят от причины возникших изменений, от страны вылета и прилета и от того, в какой стране зарегистрирован авиаперевозчик.
Деятельность авиалиний, базирующихся в Европейском союзе, регулируется статьями 5 и 7 кодекса гражданской авиации ЕС, авиаперевозчиков РФ — статьями 794 и 795 Гражданского кодекса РФ, ст. 107 и 108 Воздушного кодекса РФ.
Страны ЕС и Турция подчиняются требованиям регламента №261/2004, в котором говорится, как получить компенсацию за задержку авиарейса, его отмену и овербукинг.
В данном случае Европейский союз — это 28 стран плюс Норвегия, Швейцария, Исландия.
Согласно статьям 5 кодекса ЕС и 794 ГК РФ, в отмене/задержке перелета виновата авиакомпания, если:
- экипаж или борт не готов к выходу в рейс;
- ошибки и нестыковки в расписании аэропорта;
- овербукинг — билетов продано больше, чем мест в самолете и по этой причине пассажиру отказано в посадке;
- чартер отменен из-за нерентабельности — продано слишком мало билетов и лететь невыгодно для перевозчика.
В перечисленных случаях вам полагается компенсация за авиабилеты, и это правило действует, если вы узнали об отмене не позднее чем за 14 дней до вылета.
Европейские авиаперевозчики обязаны выплатить компенсацию при задержке любых рейсов в/из ЕС, неевропейские — только из ЕС.
Когда откажут
Согласно статьям 7 кодекса ЕС и 795 кодекса РФ, в задержке или отмене перелета нет вины авиакомпании, если:
- вылет невозможен из-за неблагоприятных погодных условий — это опасно;
- политическая нестабильность и угроза безопасности пассажиров — теракты, восстания, эпидемии;
- забастовки сотрудников аэропорта;
- перелет отменен по распоряжению госструктур;
- форс-мажорные ситуации, связанные с техническими проблемами — внезапными поломками самолетов и необходимостью срочного ремонта.
В таких ситуациях не назначают компенсацию, а переносят рейс.
В связи с ограничениями международного и внутреннего сообщения из-за пандемии правительство России определило порядок взаимоотношений авиаперевозчиков и пассажиров отмененных перелетов. Перевозчиков получили право предложить воспользоваться в течение трех лет другим рейсом в счет ранее полученной платы.
Подробнее о возврате денег за путешествия в России
Суммы компенсаций в России и других странах
Сроки получения выплат и их размер регулируются нормативно-правовыми актами, действующими на территории того государства, где зарегистрирована авиакомпания.
По условиям регламента ЕС 261, пассажиры европейских и турецких авиалиний вправе получить возмещение от 250 до 600 евро, если произошло следующее:
- Перелет отменен/перенесен и перевозчик сообщил об этом менее чем за 14 дней до вылета.
- Овербукинг.
- Вылет задержан более чем на 3 часа.
- Пассажир опоздал на пересадку (на 3 часа и больше) по вине перевозчика.
Это относится и к российским авиакомпаниям, выполняющим рейс из стран ЕС.
Вы можете проверить компенсацию при отмене рейса авиакомпанией, вписав данные в форму на сайте www.compensair.com.
Порядок расчета компенсации за отмену/задержку перелета
Направление следования | Полагается ли компенсация | |
Авиакомпания из ЕС | Авиакомпания не из ЕС | |
Из не ЕС в не ЕС | нет | нет |
Из не ЕС в ЕС | да | нет |
Из ЕС в не ЕС | да | да |
Из ЕС в ЕС | да | да |
Размер выплаты зависит от дальности перелета и времени ожидания альтернативного маршрута:
Время ожидания, часов | Дальность перелета, км | Сумма возмещения, € |
---|---|---|
< 2 | до 1 500 | 125 |
< 3 | до 3 500 | 200 |
≥ 2 | до 1 500 | 250 |
< 2 | свыше 3 500 | 300 |
< 4 | свыше 3 500 | 300 |
≥ 3 | до 3 500 | 400 |
≥ 4 | свыше 3 500 | 600 |
Для перелетов внутри Турции выплата фиксирована — €100.
В случае кратковременной задержки денежное возмещение не предусмотрено. Зачастую пассажиры интересуются, можно ли получить компенсацию за задержку рейса на 2 часа — нет, при таких обстоятельствах вы вправе воспользоваться средствами связи авиакомпании и получить прохладительные напитки.
Срок предъявления претензий к авиакомпании в Европе — 2 года. Получение выплаты возможно независимо от того, является ли пассажир гражданином ЕС.
В России и США перевозчики не компенсируют отмену рейса. Для получения возмещения придется обращаться в суд.
Порядок расчета компенсации за отказ в посадке (овербукинг)
Расстояние, км | Сумма, € |
---|---|
до 1 500 | 250 |
1 500—3 500 или 1 500 км в пределах ЕС | 400 |
больше 3 500 | 600 |
Порядок расчета компенсации за задержку рейса более чем на 3 часа (определяется по времени прилета в пункт назначения)
Расстояние, км | Сумма, € |
до 1 500 | 250 |
1 500—3500 или 1 500 км в пределах ЕС | 400 |
от 3 500 за 3 часа задержки | 300 |
от 3 500 за 4 и более часов задержки | 600 |
Что сделать, чтобы получить компенсацию
Пошаговая инструкция, как получить компенсацию за отмену рейса по вине авиакомпании:
Шаг 1. Обратитесь к представителю авиакомпании, сообщите о своем отказе от маршрутов, предложенных взамен.
Шаг 2. Получите квитанцию об отмене или штамп в посадочный талон. Сделайте скриншот сообщения об отмене.
Шаг 3. Подайте заявление на возврат:
- лично в аэропорту;
- отправьте его с сайта перевозчика или Почтой России.
Шаг 4. Ожидайте 10 дней, отведенные законом для возврата денег.
Если авиакомпания отказывается платить
Если компания не реагирует на заявление или отказывается выплачивать компенсацию:
- получите письменный отказ;
- составьте досудебную претензию;
- приложите к ней документы, подтверждающие понесенные убытки: билеты на общественный транспорт, в театр, на концерт и пр.;
- отправьте претензию по юридическому адресу авиакомпании;
- дождитесь ответа.
Срок предъявления претензии — полгода со дня отмены рейса (ст. 126 ВЗК РФ).
Срок рассмотрения претензии авиакомпанией – 30 календарных дней.
Согласно п. 1 ст. 31 ЗоЗПП, возврат обязаны произвести в течение 10 календарных дней, если законом не предусмотрено иное.
Важно отметить, по какому курсу получают компенсацию от авиакомпании в евро — по курсу на день отображения вашим банком возврата денег по счету.
Если авиаперевозчик не возвращает деньги, обращайтесь в суд. Иск оформляйте по правилам согласно ст. 131, 132 ГПК РФ. К иску приложите копию претензии и доказательства того, что вы ее отправили.
Если авиакомпания – банкрот
Пошаговая инструкция, как получить компенсацию за отмененный рейс в случае банкротства:
Шаг 1. Предъявляйте претензию авиаперевозчику, сохраняйте скриншоты и записи разговоров.
Шаг 2. Если билеты приобретали через туроператора или агентство, параллельно обращайтесь к ним, чтобы прояснить ситуацию.
Шаг 3. Если перевозчик отказывает или не отвечает, обращайтесь в суд. Судиться придется по законам страны, в которой зарегистрирован авиаперевозчик.
Шаг 4. Если авиакомпания страховала риски или отчисляла взносы в специальные фонды на случай банкротства, обращайтесь в страховую компанию и такие фонды. Контакты узнавайте на сайтах перевозчиков или в Росавиации.
В России процедура банкротства регламентирована ФЗ «О несостоятельности» №127. Сроки получения выплат и их размеры регулируются законодательством, действующим на территории того государства, где зарегистрирована авиакомпания.
Если банкротство компании признано судом, то возврат средств затянется на неопределенный срок, так как банкротство — длительная процедура. Банкрот удовлетворяет требования истцов в порядке очереди: сначала своих кредиторов, сотрудников, государственных органов, выплачивает коммунальные платежи и только потом оставшиеся средства идут на выплаты пострадавшим пассажирам.
В подобных случаях необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о включении вас в реестр требований кредиторов, в котором прописывается суммы денежных средств и очередность их получения. Приложите к заявлению все документы, подтверждающие все ваши расходы, понесенные в связи с отменой рейса.
Об авторе статьи
- Автор How2get.ru, имеет опыт работы в кадровом учете/