Для чего нужна ЭЦП – это цифровой аналог рукописной подписи человека, созданный с помощью криптографической защиты информации и позволяющий точно определить авторство владельца на документах. Благодаря развитию информационных технологий все чаще стал использоваться электронный документооборот, и возникла необходимость придать ему юридическую значимость. Таким инструментом стала электронная цифровая подпись. Давайте разберемся, для чего она нужна, в каких случаях используется и как ее получить.
Что такое ЭЦП
Первое время ЭЦП пользовались исключительно юридические лица, потому что её наличие значительно упрощало работу с документами. Сегодня получить эту подпись вправе и физическое лицо. Обладая ей, практически любой человек имеет возможность пользоваться всеми благами информационного общества в личных целях.
Зачем нужна электронная подпись? С ее помощью проводится идентификация и подтверждение оригинальности документов, получаемых в цифровом виде. На законодательном уровне, вопрос их применения регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
Зачем нужна ЭЦП и в чем её удобство
Электронная цифровая подпись – это современный способ подтверждения подлинности документов. Служит аналогом личной подписи гражданина. Электронный документ, заверенный таким способом, приобретает правовую силу. ЭЦП представляет собой информацию, которая хранится на флеш–носителе.
Самый главный плюс в том, что ее практически невозможно подделать. Ее корректное использование исключает возможность махинаций и мошенничества.
В ней содержатся такие сведения, как:
- наименование файла открытого ключа подписи;
- данные о физическом лице;
- дата формирования ключа.
Благодаря криптографическому изменению документ становится набором символов, образующихся при помощи программного обеспечения, создающего ЭЦП. Этот файл сумеет открыть только человек, которому он адресован.
Зачем нужна электронная подпись физическому лицу — ее обладатель может:
- обращаться в виртуальные приемные государственных организаций своего региона и страны;
- отслеживать, как ведется рассмотрение его обращения, узнать принятое решение по нему;
- обращаться в различные государственные учреждения, практически не выходя из дома, в любое время и минуя очереди;
- участвовать в различных аукционах, использовать ее для совершения покупок и т.п.
Порядок ее получения состоит из нескольких этапов:
- Оформление заявки;
- Оплата счёта после подтверждения заявки;
- Сбор всех необходимых документов, которые необходимо предъявить в центре выдачи;
- Получение сертификата.
Есть ли практическая польза от ЭЦП для обычного человека? Что дает электронная подпись? Комментарий эксперта специально для сайта Сашки Букашки
Анна Грехова
ЗАО ТаксНет, Доверенный оператор ФНС
С помощью Электронной подписи вы сможете решить задачи намного быстрее и без очереди. Физическое лицо выпускает сертификат ключа проверки электронной подписи для следующих действий:
- Получить доступ к сервисам Единого портала государственных услуг gosuslugi.ru (получение и пересчет пенсионного накопления, получение загранпаспорта и паспорта гражданина РФ, получение гражданства и виз, работа на портале nalog.ru, регистрация по месту жительства, оформление пособий, получение льгот, регистрация транспортных средств, получение водительского удостоверения).
- Зарегистрировать юридическое лицо/ИП и не платить гос.пошлину.
- Безопасно оформить трудовые отношения.
- Участвовать в электронных торга (покупка/продажа недвижимости, покупка/продажа машиноместа и т.д.).
- Оформить патент на изобретение.
- Подать заявление в ВУЗ.
- Подать заявление в ЗАГС.
- Оформить онлайн -заявку на кредит.
Друзья, ЦЕНИТЕ ВРЕМЯ !
Где физическому лицу получить ЭЦП
Сертификаты ключей ЭЦП изготавливает и выдает физическим лицам Удостоверяющий центр, имеющий лицензию ФСБ РФ, в чьи обязанности входит учёт всех обратившихся в него пользователей, отмена, возобновление и прекращение действия выданных сертификатов ключей. Удостоверяющий центр оказывает своим клиентам всю необходимую поддержку. Человек, кому нужна электронная подпись, должен обратиться в любой Удостоверяющий центр, где специалист примет у него анкету и предложит подписать согласие на обработку персональных данных и договор на оказание услуг Удостоверяющего центра.
Также заявление можно заполнить на сайте УЦ. После обработки запроса с вами свяжутся. Сроки изготовления составляют около трёх рабочих дней. А стоимость услуг по её изготовлению зависит от сферы, в которой она планируется к применению, и от антивирусной защиты. Адреса ближайших УЦ в нужном регионе вы найдете на в интернете и на портале УФО.
Удостоверяющих центров много в каждом регионе. Полный их список (тех, которые аккредитованы и которым стоит доверять) – на сайте ФНС РФ.
Также есть специальный сервис проверки подлинности на сайте Госуслуги.
Получить сертификат для физического лица можно с помощью Универсальной электронной карты. Оформите ЭЦП для УЭК в центре обслуживания клиентов во время получения карты. Для этого сообщите сотруднику о своем желании пользоваться таким инструментом.
Какие документы нужны для оформления заявки на получение
Получить сертификат ЭЦП можно, предоставив оригиналы документов и их копии:
- паспорт гражданина РФ, копии 2,3,страниц паспорта и страницы с действующей регистрацией;
- свидетельство ИНН и его копию;
- СНИЛС;
- заявление о выдаче.
Если бумаги для выпуска электронной цифровой подписи предоставляет не владелец, а его законный представитель, то к списку приложите нотариально заверенную доверенность, паспорт представителя и его копию.
Как использовать электронную подпись
На вопрос, как пользоваться электронной подписью, есть 2 ответа — сложный (объяснив технические детали процесса работы) и простой (рассказав, что вы с ней сможете сделать в практическом применении). Мы пойдем по простому пути:
- Ее используют в виде аналога собственной подписи на документе. Так ее чаще всего и применяют в электронном документообороте.
- Ее применяется и для удостоверения компьютерных программ, в этом случае она служит гарантией надежности источника, с которого программа была получена.
- Используя ее, можно установить авторство.
- При помощи нее согласовывают электронные документы между специалистами одной фирмы и разными предприятиями. В этом случае текст защищен от несогласованных изменений. Она укажет на полное имя сотрудника, его должность, время и дату.
После получения сертификата необходимо установить на компьютер программу – криптопровайдер. Её часто продают в удостоверяющем центре, который выдал электронную подпись. Применяя криптопровайдер, пользователь сможет выполнять такие действия, как: приостановка работы ЭЦП, её проверка, шифрование, расшифровка и т.д.
Где можно использовать ЭЦП
Глобально мы разобрались, зачем нужна электронная подпись для физических лиц — используя ее, мы решаем много различных задач:
- получать государственные услуги на едином портале (записаться на прием к врачу через онлайн-регистратуру, поставить на учет автомобиль, и т.д.) и на других сайтах государственных учреждений;
- принимать участие в общественных организациях;
- использовать личный кабинет налогоплательщика;
- подавать документы на рассмотрение приёмной комиссии для поступления в учебные заведения;
- пользоваться возможностью онлайн кредитования для физических лиц;
- пройти аккредитацию на портале ФГИС Росаккредитация;
- отправлять документы на регистрацию в качестве ИП.
Исполнительные органы, в которых используют ЭЦП:
- архивы, выдающие архивные справки и выписки;
- выдача справок безработным гражданам;
- оформление документов для материального обеспечения инвалидов;
- назначение государственной адресной социальной помощи;
- регистрация детей дошкольного возраста для направления в детские сады;
- учет иностранных СМИ, распространяемых на территории региона.
Правовые аспекты работы с ЭЦП
Термин “электронная цифровая подпись” встречается в различных законодательных актах. Большое количество нормативных документов, в которых он содержится, свидетельствует о широких возможностях ее применения в различных отраслях права: гражданском, административном, налоговом, таможенном и в других отраслях права. Они регламентируют процесс ее получения, идентификации владельца, описывают, для чего нужна электронная подпись конкретно и как она должна работать.
Например, в таможенном законодательстве разрешается осуществлять декларирование в электронной форме, что прописано в Таможенном кодексе РФ (статьи 63, 132, 423). Законодательство о бухгалтерском учете в Р. Ф. разрешает ставить ЭЦП в первичных учетных документах (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и письмо Министерства Финансов РФ от 26 мая 2004 года № 04-02-05/2/28). В судебной практике продолжает накапливаться опыт в сфере защиты физических лиц, участвующих в электронном обороте. Это позволяет анализировать способы обеспечения сохранности документов и совершенствовать работу документооборота в целом.
Благодаря прогрессу и развитию информационных технологий все больше задач можно решить, не выходя из дома. Очевидно, что использование ЭЦП сэкономит не только время, но и средства её обладателя.
Об авторе статьи
- Разрешите представиться: Букашка, Александр Борисович.
Коренной петербуржец.
Умею отстаивать свои права и разбираться в документообороте.