Претензия по договору оказания услуг составляется в письменной форме, отправляется заказным письмом по почте или предъявляется нарочным в канцелярию. Этот этап считается досудебным порядком урегулирования спора и является обязательным, если это прописано в договоре. Обращение в суд разрешается подавать только после того, как пройдет претензионный этап, иначе исковое заявление рассмотрено не будет.
Скачать образец претензии по договору поставки
Причины невыполнения условий
Наиболее распространенный вариант требования — это претензия на невыполнение условий договора по оплате, которая направляется заказчику по таким причинам:
- задерживается оплата;
- не выплачивается вся сумма.
Однако не только задолженность заказчика становится поводом для составления такого документа. Исполнитель тоже нарушает сроки:
- доставки товаров;
- выполнения работ;
- оказания услуг.
Если в соглашении одной стороной является физическое лицо, то подобные проблемы возникают при невыполнении условий соглашения продавцами по отношению к потребителям. В этом случае направляется претензия за нарушение условий договора продажи или оказания услуг.
Во всех этих случаях реквизиты практически идентичны, но вот требования потребителя более разнообразные.
Какие требования допускается предъявить
По сути юридическое лицо (заказчик, исполнитель) вправе только:
- расторгнуть договор;
- отказаться от услуг, работ;
- требовать возмещения убытков.
Исполнитель при задержке оплаты вправе требовать:
- установленную сумму;
- проценты за пользование чужими денежными средствами;
- неустойку;
- пеню.
А вот потребитель, если им направляется претензия об исполнении обязательств по договору, вправе требовать:
- расторжения соглашения;
- равноценной замены товара;
- устранения недостатков;
- уменьшения цены;
- возмещения расходов, понесенных на самостоятельное устранение недостатков.
Как составить
Документ составляется в свободной форме с обязательным указанием таких данных:
- в шапке указать адресата: организационно-правовую форму организации-исполнителя, Ф.И.О. руководителя, адрес;
- данные и адрес второй стороны, чтобы адресат знал, куда направлять ответ;
- в описательной части — основание взаимоотношений;
- далее суть ситуации, какие условия нарушены или не выполнены;
- предъявляемые требования за невыполнение условий.
Если причиной составления этого документа является задолженность, реквизиты те же. Только требование, соответственно, необходимо изменить и просить осуществить выплату. Правовое основание допускается не указывать, так как это не судебное разбирательство. Достаточно указания на возможность обращения в судебные инстанции.
Сроки
Направлять документ рекомендуется в срок, указанный в договоре. Перед тем как составить претензию на невыполнение условий договора, изучите положения о порядке разрешения споров, указанные в нем. Если срока там нет, то придерживайтесь временного промежутка, указанного в профильных законах. Например, в случае с железнодорожными перевозками, по ст. 123 УЖТ РФ, претензии предъявляются в течение полугода, а по штрафам и пени — в течение 45 дней.
При недостатках, которые выявляются при получении товара, необходимо направить запрос незамедлительно, о чем говорит п. 2 ст. 513 ГК РФ.
Если специального срока не установлено ни соглашением, ни законом, то действует срок исковой давности — 3 года с момента обнаружения недостатков. В некоторых случаях закон рекомендует предъявлять недовольства в «разумные сроки». Какие? Точного ответа на этот вопрос нет. Он определяется судом индивидуально с учетом обстоятельств дела. На практике это 10-30 дней. Если вы намереваетесь направить претензию, сделайте это как можно скорее, тогда вероятность положительного исхода выше в случае судебного разбирательства.
Что дальше
Действия контрагента не зависят от того, как составить претензию по договору, или от способа отправки. В любом случае он обязан ее принять и дать письменный ответ. Здесь есть три варианта:
- Требования удовлетворены — ваши права восстановлены.
- Удовлетворены частично — вы вправе согласиться на эти условия либо подать иск в суд.
- Не удовлетворены — подаем в суд.
К исковому заявлению необходимо приложить доказательства попытки досудебного урегулирования спора:
- почтовую квитанцию и опись вложения, если бумага направлялась почтой;
- уведомление о вручении;
- чек с номером отслеживания;
- распечатку уведомления о доставке e-mail;
- копию претензионного документа с подписью принявшего лица и датой принятия.
Эти же документы подтвердят факт нарушения досудебного порядка со стороны контрагента, если он не ответит на поданное недовольство. По ч. 1 ст. 111 АПК РФ, в этом случае все судебный расходы понесет нарушитель независимо от того, выиграете вы дело или нет.
Об авторе статьи
- Разрешите представиться: Букашка, Александр Борисович.
Коренной петербуржец.
Умею отстаивать свои права и разбираться в документообороте.