Как получить адрес на земельный участок:
- Собрать документы на участок.
- Написать заявление.
- Подать его в местную администрацию напрямую, через МФЦ или «Госуслуги».
Адрес земельного участка — это кадастровые сведения о нем, вносимые в Адресный реестр. В соответствии с Федеральным законом «О кадастровой деятельности», он относится не к обязательным, а к дополнительным сведениям, подлежащим внесению в Государственный кадастр недвижимости. Владелец вправе заменить его на описание местоположения, и все же присвоение адреса земельному участку в населенном пункте — процедура обязательная. В части 2 Постановления Правительства РФ № 1221 от 19.11.2014 указано, что это необходимо для каждого объекта, чтобы внести его в российский Адресный реестр.
Как получить адрес
Кто решает вопрос о том, как присвоить адрес земельному участку, — это делает собственник земли. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, занимаются этим органы местного самоуправления (муниципалитеты). Документы и заявление необходимо подавать в местную администрацию. Плата за это не взимается.
Собственнику предстоит собрать следующие бумаги:
- копии паспорта и ИНН;
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), подтверждающую собственность;
- кадастровый паспорт;
- справку о целевом назначении земли;
- проект планировки территории (для СНТ).
Куда обращаться за изменением адреса
Подают заявку:
- лично;
- по почте (заказным письмом);
- через МФЦ;
- через сайт «Госуслуги».
В последнем случае в качестве ответственного ведомства выбирайте свою администрацию, но сейчас это доступно не для всех населенных пунктов. В крупных городах МФЦ уже принимают документы на такую услугу, это удобно и экономит время. В небольших населенных пунктах бывает удобнее дойти до муниципалитета лично, да и услуга через МФЦ не всегда и не везде предоставляется.
Как написать заявление
Правила оформления документа просты: заявление на присвоение адреса земельному участку следует направить главе города (городского округа, поселения и т. п.). Его должность и Ф.И.О. указывают в шапке. Ниже впишите собственные данные (Ф.И.О., место регистрации и контактный телефон).
В теле заявления указывают:
- суть просьбы;
- сведения об объекте недвижимости (кадастровый номер, место расположения, если поблизости есть дома, имеющие номера, привести и их: «…между домами № 3 и № 5 по улице…»);
- прилагаемые документы;
- дату и подпись.
Образец заявления в заполненном виде
Рассматривают заявление 18 дней. Скачайте образец заявления в конце статьи.
Как получить адрес для загородного дома
Процедура присвоения аналогична:
- Обращайтесь в муниципалитет с заявлением и пакетом документов (описали выше).
- К приведенному пакету документов следует добавить еще одну выписку из ЕГРН — в отношении дома — и его кадастровый паспорт.
Рекомендуется сразу подготовить и копии разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Они подтвердят, что строение возведено на законных основаниях, в результате присвоение адреса дому на земельном участке пройдет без затруднений.
Далее встанет вопрос о том, как получить почтовый адрес на земельный участок, внесение объекта в Адресный реестр не обеспечивает получение корреспонденции по указанным координатам.
Нами получен кадастровый адрес, а нам нужен еще и почтовый. Для этого придется подать новое заявление. А пакет документов пополнится еще одной бумагой — о проведении межевания.
Если на земле стоит дом и в реестр его уже внесли, дополнительно присваивать почтовые координаты ему не нужно.
Как оформить через «Госуслуги»
Москвичам снова повезло — они могут получить адрес на земельный участок через портал «Госуслуги». В других регионах это пока сделать нельзя.
Чтобы найти услугу на портале, введите в строку поиска слова «Присвоение адреса объекту». Поиск выдает услугу «Присвоение и аннулирование адресов объектов адресации».
Второй способ поиска:
- На главной странице портала жмем вкладку «Услуги».
- Далее нажимаем подраздел «Квартира, строительство и земля».
- В нем находим подраздел «Все услуги».
- Жмем строку «Услуги вашего региона».
- Находим в списке услугу, видим орган, который отвечает за ее получение.
Чтобы собственник получил государственный документ о постановке участка на кадастровый учет и присвоении ему адреса, ему придется заполнить заявление, но не на госуслугах, а на сайте Правительства Москвы (mos.ru).
В заявлении указываются:
- сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, СНИЛС — при правильно заполненных данных в личном кабинете заполняется автоматически);
- данные документа, подтверждающего личность (серия, номер паспорта, кем и когда выдан);
- контактные данные заявителя (место регистрации и проживания в случае, если они не совпадают, контактный телефон и электронную почту);
- сведения об органе исполнительной власти (указать муниципальное образование того района, в котором находится участок);
- отметка о типе услуги (присвоение предварительного, постоянного адреса, его изменение или аннулирование, ставится галочка, подтверждающая, что указанные данные достоверны);
- указывается право на объект (право собственности и т. д.);
- указывается вид объекта (в данном случае земельный участок).
Заполнив эти поля, жмем кнопку «Подать заявление».
Сроки оказания услуги
При подаче документов через МФЦ сотрудник выдаст расписку о получении документов. На такой расписке ставится номер, по которому удобно отслеживать состояние заявления (смотреть на сайте местного МФЦ). Другой способ — позвонить по телефону отделения, в который передавали документы, и по номеру расписки узнать статус и решение. Срок предоставления услуги через МФЦ — 18 рабочих дней. О готовности вы узнаете по СМС (если такая функция предусмотрена в МФЦ).
Срок оказания услуги через портал «Госуслуги» — не более 29 рабочих дней. Статус обращения отображается в личном кабинете, в оповещении на электронную почту или СМС.
Возможные причины отказа
Заявителю откажут в получении услуги по следующим причинам:
- участок находится за пределами территории РФ;
- документы предоставлены не в полном объеме;
- заявитель не относится к категории заявителей, которые имеют право на оказание услуги (у него нет законного права на участок, земля не находится в его собственности, он не доверенное лицо владельца);
- не выполнены работы межевания, он не поставлен на кадастровый учет;
- нет утвержденной местными властями документации о планировке территории, где расположен участок;
- документы составлены с ошибками или есть подозрение на подлог.
Можно ли обжаловать отказ
Обжаловать отказ в получении адреса вы вправе в суде. Подайте в суд иск о признании незаконным решение органа местного самоуправления. В иске укажите требование о том, чтобы участок получил положенный ему номер. Основание для подачи иска должно соответствовать законодательным нормам и иметь документальное подтверждение.
Споры рассматриваются в суде обычно не больше двух месяцев с момента регистрации искового заявления.
Об авторе статьи
- Юрист.