Каждый месяц мобильные операторы получают с нас неплохие деньги за СМС, звонки, интернет, роуминг, но этого мало. Разбираем самые популярные нарушения и уловки мобильных операторов.
Потеря мобильного номера при неиспользовании
В «Правилах оказания услуг телефонной связи» (постановление Правительства РФ № 1342 от 09.12.2014, пункт 15) сказано, что по умолчанию договор с мобильным оператором заключается на неопределённый срок. Срочный договор на мобильную связь может быть оформлен только по желанию абонента. Такое жёсткое правило не мешает мобильным операторам расторгать договоры с клиентами и забирать у них мобильные номера. Самый распространённый случай — если вы не пользуетесь симкой в течение какого-то времени.
Например, на одном из тарифов МТС есть правило, при котором если в течение 183 дней абонент не пользуется платными услугами МТС, он потеряет свой номер. Будет считаться, что договор расторгнут по инициативе самого абонента, потому что он в одностороннем порядке отказался от договора.
Законно или нет?
У судов разное мнение. В деле А43-1962/2017, инициированном ФАС, Верховный суд поддержал Мегафон, потому что номер — не собственность абонента, а утрата номера обусловлена технологически и экономически (номеров не хватает). В деле Теле2 А66-6994/2017 суд поддержал Роспотребнадзор, потому что бездействие абонента не говорит о его желании расторгнуть договор.
Плата за молчание или сохранение номера
Когда мы пользуемся услугами оператора (звоним, выходим в интернет, шлём смски), понятно, что мы оплачиваем его услуги. О том, что и при отсутствии каких-либо услуг мобильный оператор может списывать с баланса деньги, многие узнают уже по факту.
Например, по условиям одного из тарифов Теле2 плата за сохранение номера 3 рубля в день автоматом подключается, если в течение 120 дней у абонента нет входящих / исходящих вызовов, а также пополнений или списаний баланса. Плата за сохранение номера списывается до тех пор, пока позволяет остаток на балансе или пока абонент не пополнит баланс. Если после этого нулевой баланс будет сохраняться 180 дней, договор автоматически будет признан расторгнутым по инициативе абонента с потерей номера.
Законно или нет?
Незаконно. Роспотребнадзор и арбитражные суды могут наказать оператора, берущего плату за молчание, по ч.1 ст.14.8 КоАП за непредоставление абоненту информации. Пример по Теле2 в деле А09-13141/2017.
Принудительная смена тарифного плана
По постановлению 1342 внесение изменений в договор с абонентом возможно через подписание дополнительного соглашения или совершение определённых (конклюдентных) действий, предусмотренных договором. Однако с тарифным планом всё гораздо проще. Менять тарифный план операторы могут исключительно по своей инициативе. Например, если тариф устарел, и от него было решено отказаться. Главное условие смены тарифа — за 10 дней выложить информацию об этом на сайте оператора (пп. е) п. 24 постановления № 1342). Абонентам-физикам, у которых тариф по договору изменяем, также могут высылать смс-уведомление о грядущей смене тарифа. Если вы отказались от такого уведомления, никакой смски не получите, и о смене тарифа узнаете когда-нибудь случайно.
Законно или нет?
Законно при условии уведомления. Если оператор не уведомил абонента о смене тарифа за 10 дней, его могут по инициативе Роскомнадзора наказать по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ за нарушение условий лицензии. Пример по Билайну в деле А40-222785/2016.
Решения судов касаются обычно договора с конкретным абонентом и не распространяются на всех клиентов. Для защиты своих прав каждому придётся подавать жалобы в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС самостоятельно.
Статья опубликована в телеграм-канале Записки юриста 10.05.2019 и размещена на сайте Сашки Букашки с разрешения администрации канала.