X

Как оформить отказ от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок — это право гражданина по своей инициативе прекратить владение землей на законных основаниях. Поговорим о том, по каким причинам он происходит, какие действия для этого нужно предпринять и какие документы подготовить.

Основания для отказа от права собственности на землю

Возможность передать ненужный участок государству закреплена в Земельном кодексе РФ (статья 53), а как отказаться от собственности на земельный участок, описано в Федеральном законе №218-ФЗ от 13.07.2015.

Почему люди отказываются от собственности на землю? Вместе с владением, пользованием и распоряжением человек получает и обязанности. Землю следует использовать строго по целевому назначению, содержать в порядке и платить земельный налог.

А если человек тяжело заболел, переехал жить в другой город или просто занят так, что ему некогда уделять время землевладению? Или, допустим, он достался по наследству и находится в глухой местности, где ни дорог, ни электричества? Или просто нет денег на уплату налога, особенно если кадастровая стоимость земли высока?

Если у человека нет возможности поддерживать порядок на своем участке или платить налог, тогда логично избавиться от земли. Самое простое решение — продать. Но сделать это получается не всегда: на иные «6 соток» спрос отсутствует, и даже за бесценок их никто покупать не хочет. В этом случае самый логичный вариант — оформить отказ от земельного участка, находящегося в собственности, и снять это бремя со своих плеч.

Единственным основанием для запуска процедуры является личное заявление собственника.

Как составить заявление об отказе

Этот документ пишут от руки, а в идеале текст набирают на компьютере и распечатывают. Готовый бланк для заполнения получите в местной администрации либо скачайте в интернете.

Материалы по теме

В заявлении обязательно должны присутствовать:

  1. Шапка — наименование организации, в которую подается документ (отделение Росреестра либо название местной администрации). Сведения о заявителе (адрес, телефон, email).
  2. Название («Об отказе от права собственности»).
  3. Текст документа (информация о том, почему владелец желает оформить отказ от прав на земельный участок, данные о собственнике земли).
  4. Перечень прилагаемых документов.
  5. Дата и подпись заявителя.

Какие документы нужны

Сотрудники Росреестра будут рассматривать просьбу владельца оформить отказ от земельного участка в пользу государства, только если корректно собран пакет документов. В него входят:

  • заявление;
  • паспорт заявителя либо нотариальная доверенность на представителя;
  • согласие учредителя (для юрлиц, у которых земля находится в оперативном управлении);
  • выписка из ЕГРН + копия либо правоустанавливающий документ;
  • выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц).

Куда обращаться

Если земля оформлена на праве собственности, заявление подается в Росреестр либо в МФЦ, если на основании бессрочного пользования или наследования, то в муниципалитет. Но независимо от того, куда оно подано, прекращение права владения участком регистрируется в Росреестре. Госпошлина за это действие не платится.

Сроки процедуры

С момента подачи заявления до госрегистрации проходит не более 7 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней заявителю отправляется официальное уведомление о прекращении права собственности.

Последствия отказа

Если раньше при отказе от владения право собственности (и обязанность платить налог) сохранялось до того, как новый владелец (муниципалитет или иные лица) не оформит сделку в Росреестре, то сейчас систему упростили и никому не придется ломать голову, как отказаться от земельного участка в наиболее короткий срок.

Теперь после регистрации бывший владелец полностью теряет все права на владение, распоряжение и пользование землей. Она переводится в ведение местной администрации и получает статус бесхозной. Затем она либо заново уйдет на приватизацию, либо будет переоформлена в муниципальное владение.

Материалы по теме